Согласованно Заместитель по УВР __________ Черемных Н.Н. «29» августа 2023 г. Принято на заседание педагогического совета «30» августа 2023 г. Утверждено Директор школы _____________ Лингевич Е.А. Приказ № 2 от «30» августа» 2023 г. Дополнительная образовательная Общеразвивающая программа «Юнармия» (физкультурно-спортивная направленность) Возраст участников – 13-15 лет Срок реализации программы – 1 год Составил: Стогниев А.Е. Асино – 2023 г. Пояснительная записка Жизнь современного общества ставит серьезные задачи в области воспитания нового поколения. Одна из актуальных задач государства и общества - это решение проблемы патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Родине нужны здоровые, мужественные, смелые, дисциплинированные и грамотные люди, которые были бы готовы в случае необходимости, встать на ее защиту. Направленность программы "Юнармия" физкультурно-спортивная, разработана для учащихся 5-9 классов Дополнительное образование является неотъемлемой частью военно-патриотического воспитания. Новизна программы «Юнармия » в том, что она направлена на подготовку молодых людей к военной службе. Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Новизна Программы состоит в том, что она обеспечивает овладение ключевыми компетенциями школьников в воспитательном аспекте необходимых для гармоничного развития личности. В области военно-патриотического воспитания и подготовки к службе в армии имеются проблемы. В школах исключен из учебного плана предмет «Начальная военная подготовка», в СМИ отсутствует пропаганда престижа военных профессий, очень слабо отражаются положительные стороны службы в армии, всё это приводит к тому, что в рядах молодежи призывного возраста желание защищать свою Родину не сформировано. Педагогическая целесообразность: у детей и подростков, активно занимающихся спортом и готовящихся к службе в армии, развиваются не только физическое, но и психическое здоровье, морально-нравственные качества личности, что, в свою очередь, способствует формированию гражданско-патриотических взглядов и профилактике различных вредных привычек. Основные идеи программы: формирование гармонически развитой, здоровой в физическом, морально-нравственном отношении личности учащегося, имеющего активную жизненную позицию и развитое патриотическое осознание ответственности за судьбу отечества, а также психологическая и физическая подготовку к службе в Вооружённых силах РФ. Цель программы: формирование представления о роли государства в области обороны, о Вооружённых силах и других силовых структурах РФ, о воинской службе, и жизни, быте военнослужащих, их правах и обязанностях, готовности осознано выполнить свой священный долг по защите отечества с оружием в руках. Задачи программы: . - дать начальные знания по основам обороны государства, познакомить со структурой Вооружённых сил; - - дать представление о требованиях, предъявляемых к будущему военнослужащему, о порядке призыва и прохождения службы, научить выполнять обязанности солдата, дневального, часового, командира отделения. - научить действовать в строю; - научить стрелять из пневматического оружия. метать гранат; - научить действовать в бою, в разведке, на марше, в дозоре, в наступлении, в обороне. Отличительной особенностью программы является то, что она совмещает общевоинскую, физическую, гуманитарную и специальную подготовку. Программа дает возможность получить дополнительную профессиональную военную подготовку, совершенствовать знания и навыки по основам воинской службы и специальной подготовке. Программа построена по технологии дифференцированного обучения в вопросах организации образовательной деятельности и отслеживании результатов реализации программы, разработанной по 2 уровням сложности, учитывая состояние здоровья и половозрастные особенности учащихся. Это позволяет учитывать индивидуальный темп развития и особенности восприятия детей, расширять поле их возможностей. Перечисленные особенности программы позволяют внедрять ее в образовательную деятельность, как учреждений дополнительного образования, 4 так и общеобразовательных школ при определенной доработке в рамках организации внеурочной деятельности учащихся среднего звена. Возраст детей: данная программа предназначена для учащихся 11-15 лет, составлена в соответствии с возрастными особенностями. Формы обучения: занятия комбинированного типа, которые включают в себя теоретический аспект и практическую деятельность. Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут Объём и срок реализации программы: 30 часов в год, 1 час в неделю. Нормативно-правовое обеспечение программы Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации »от 29.12.2012 №273-ФЗ; Государственная концепция развития дополнительного образования от 4.09.2014 No 1726-р; Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"" Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 1 .1 2.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. № ВК641/09 «О направлении информации: методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 г. No ВК 1232/09 «О направлении методических рекомендаций по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей". Ожидаемые результаты Узнают: • возможные аварийные ситуации в жилище; • правила поведения на природе; • основные мероприятия ГО по защите населения от последствий Ч.С.; • правила поведения на огневом рубеже; • устройство автомата Калашникова; • общевоинские уставы; • историю Вооружённых сил Р.Ф. умеют:. • • • • • оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях, растяжениях, при тепловом и солнечному ударах; различать воинские звания разбирать и собирать автомат Калашникова; одевать ОЗКа, противогаз ГП-5,респиратор; применять приёмы рукопашного боя; Форма аттестации Для отслеживания уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции, целесообразно использовать следующие формы контроля: 1. Текущий контроль – оперативная и динамичная проверка результатов обучения, сопутствующая процессу выработки и закрепления умений и навыков обучающихся (проверка знаний). Текущий контроль за реализацией программы предусмотрен в конце каждой дисциплины. Контрольное занятие может быть проведено в форме беседы, тестирования, зачетного занятия, полевого выхода или другое, учитывая содержание дисциплины. 2. Тематический контроль – проверка решения заранее определенных задач или программного материала (контрольные занятия, сдача нормативов). 3. Итоговый контроль – оценка результатов обучения за полугодие, год (зачет). В конце полугодия, учебного года обучающиеся сдают зачет по теоретической части, а также нормативы по физической подготовке. Результаты сдачи нормативов, результаты участия обучающихся в соревнованиях по тематике общеобразовательной программы заносятся в протоколы. На начальных этапах обучения (октябрь) обучающиеся сдают входные нормативы по физической подготовке. Итоговый контроль осуществляется в 2 этапа: 1) устный зачет по содержанию программы, 2) практический этап (сдача контрольных нормативов). Промежуточная аттестации соревнования конкурсы зачеты Оценочные материалы: Проверка знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется: в процессе обучения, в конце обучения (по теме, разделу) и на итоговых зачетах. В ходе проверки оцениваются: - техника выполнения двигательных действий; - знания; - методические умения обучающихся. Задания, позволяющие определить достижение обучающимися планируемых результатов: По разделу «История вооруженных сил» проводится общий опрос, в результате которого обучающиеся должны рассказать о значимых датах, сражениях и героях прошедших войн и вооруженных конфликтов, их результатах и значении. По дисциплине «Строевая подготовка» проводится строевой смотр, в ходе которого проверяется слаженность, одиночные строевые упражнения, знание устава строевого смотра, слаженность подразделения, строевые упражнения с оружием. По дисциплине «Основы оказания первой помощи» проводятся контрольные занятия, в которых обучающийся показывает практические навыки: правильность оказания первой медицинской помощи (при переломах, переохлаждении и перегреве), проводит эвакуацию раненного. По разделу «Пневматическое оружие» проводится тест и стрельба из пневматической винтовки. Учебный план № п/п Раздел, тема Количество часов всего Теория формы промежуточной аттестации Практика 1 Вводные занятия 2 1 1 зачет 2 Строевая подготовка 9 2 7 зачет соревнования конкурсы 3 Воинские уставы 3 зачет соревнование 3 конкурсы 4 История вооруженных сил 6 зачет 6 соревнования конкурс 5 Основы знаний медицинских 4 2 2 зачет соревнования конкурсы 6 Пневматическое оружие 6 3 3 зачет соревнования конкурсы Содержание программы 1. Общественно-государственная подготовка и военная история: Защита Отечества-конституционный долг и обязанность гражданина Российской Федерации. Государственные символы Российской Федерации, Томской области, символика Юнармии. Порядок прохождения военной службы. Дни воинской славы России. Святыни родного края. Асиновцы в годы Великой отечественной войны 1941-1945. 2. Воинские ритуалы: Военная присяга и порядок приведения к Военной присяге. Воинские ритуалы. 3.Строевая подготовка Основные команды командира отделения при его построении и техника их выполнения. Выполнение воинского приветствия и песни в строю, в движении. Воинская честь. Строевые приемы. Строевой строй. Строевые приемы и движение без оружия 4.Огневая подготовка Стрелковое оружие: назначение, устройство, требования безопасности. Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия. Приемы и способы ведения огня из стрелкового оружия. 5. Основы безопасности личности, общества и государства Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них. Терроризм, экстремизм - сущность и угрозы безопасности личности и общества. 6.Физическая подготовка Ускоренное передвижение. Обучение технике бега на короткие, средние и длинные дистанции. Ознакомление со способами ускоренного передвижения в различных условиях местности. Преодоление препятствий. Обучение выполнению приемов преодоления препятствий по условиям Общевойскового контрольного упражнения. Сдача норм комплекса ГТО. Приемы рукопашного боя. 7.Виды вооружений История оружия от древних времен до современности. Виды вооруженных сил Российской Армии. Пневматическая винтовка. Стрельба из положении стоя, лежа с упором . Автомат Калашникова. Сборка - разборка автомата. Организационно-педагогические условия № Раздел или тема программы Календарный учебный график Приёмы и методы организации Часы образовательного процесса форма контроля (в рамках занятия) Вводные занятия 1 2 Вводное занятие. Знакомство с деятельностью кружка «Юнармия». Техника безопасности на занятиях по физической, строевой подготовке. Словесный: инструктаж, рассказ, беседа; знакомство с образовательной программой. Наглядный: демонстрация наглядных материалов. Словесный: инструктаж, рассказ, беседа; знакомство с образовательной программой. 1 1 Наглядный: демонстрация наглядных материалов. зачет Строевая подготовка 3 4 Выполнение Словесный: объяснение. строевых Объяснительно-иллюстративный: упражнений в педагогический показ. передвижении Практический: групповая и (индивидуально и в индивидуальная работа под составе наблюдением педагога. подразделения) . Строевой шаг. Практический: групповая и 1 1 индивидуальная работа наблюдением педагога. 5 Повороты направоналево в движении. 6 Поворот кругом движении. 7 8 9 10 11 под Практический: групповая и индивидуальная работа под наблюдением педагога. в Практический: групповая и индивидуальная работа под наблюдением педагога. Военизированный Словесный: объяснение, постановка кросс . задач. Объяснительно-иллюстративный: педагогический показ. Практический: групповая и индивидуальная работа под наблюдением педагога. Словесный: объяснение, постановка Изучение техники задач. движений со Объяснительно-иллюстративный: снарядами . педагогический показ. Практический: групповая и индивидуальная работа под наблюдением педагога. Словесный: объяснение, постановка Круговая тренировка задач. общефизической Объяснительно-иллюстративный: направленности. педагогический показ. Практический: групповая и индивидуальная работа под наблюдением педагога. Словесный: объяснение, постановка Круговая тренировка задач. на развитие силы. Объяснительно-иллюстративный: педагогический показ. Практический: групповая и индивидуальная работа под наблюдением педагога. Словесный: объяснение, постановка Круговая тренировка задач. на развитие Объяснительно-иллюстративный: скоростной педагогический показ. выносливости. Практический: групповая и индивидуальная работа под наблюдением педагога. 1 1 1 1 1 1 1 зачет соревнования конкурсы Воинские уставы 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Уставы Вооруженных РФ. сил Основные положения Строевого Устава. Словесный: беседа. объяснение, диалог, Словесный: беседа. объяснение, диалог, Словесный: лекция, объяснение, Защита Отечествадиалог, беседа. конституционный Наглядный: демонстрация долг и обязанность презентации. гражданина Российской Федерации. История вооруженных сил История Словесный: лекция, объяснение, Вооруженных сил диалог, беседа. Дни воинской славы Наглядный: демонстрация России. презентации. Словесный: лекция, объяснение, Структура диалог, беседа. Вооруженных сил и Наглядный: демонстрация таблицы. основные задачи. Порядок прохождения военной службы. Словесный: лекция, объяснение, диалог, беседа. Великая Наглядный: демонстрация слайдов. Отечественная Война 1941-1945 годов. Участники войны – наши земляки. Наглядный: демонстрация слайдов. История Род войск, спец. войск и тыла. Подвиги солдат Советской армии в Афганистане История военной Словесный: лекция, объяснение, символики. История диалог, беседа. военной формы мундира. 1 1 1 зачет соревнования конкурсы 1 1 1 1 1 1 зачет соревнования конкурсы Основы медицинских знаний 21 22 23 24 Алгоритм оказания Словесный: объяснение, диалог, первой доврачебной беседа, постановка задач. помощи . Объяснительно-иллюстративный: педагогический показ. Практический: групповая и индивидуальная работа под наблюдением педагога. Объяснительно-иллюстративный: Основы медицинских педагогический показ. знаний. Наложение Практический: групповая и повязок на палец, индивидуальная работа под кисть. наблюдением педагога. Объяснительно-иллюстративный: Наложение повязок педагогический показ. на голову, живот. Практический: групповая и индивидуальная работа под наблюдением педагога. Эвакуация страдавших. по- Объяснительно-иллюстративный: педагогический показ. Практический: групповая и индивидуальная работа под наблюдением педагога. 1 1 1 1 зачет соревнования конкурсы 25 26 27 28 Правила пользования пневматическим оружием Правила поведения и ТБ при стрельбе из пневмат. Оружия. Приемы и способы ведения огня из стрелкового оружия. Пневматическое оружие Словесный: объяснение. Практический: групповая индивидуальная работа. и 1 Словесный: объяснение, диалог, Пневматическое беседа, постановка задач. оружие, его Объяснительно-иллюстративный: устройство, педагогический показ. технические данные. Правила 1 Практический: групповая и 1 1 прицеливания удержание. 29 Правила прицеливания удержание. 30 Занятие-подведение итогов. и индивидуальная работа наблюдением педагога. Практический: групповая индивидуальная работа и наблюдением педагога. под и под 1 Практический: групповая индивидуальная работа наблюдением педагога. и под 1 зачет соревнования конкурсы Методические материалы Для реализации программы «Юнармия» необходимо: - спортивный зал со следующим оснащением: гимнастические маты, подкидной мостик, атлетические тренажеры, боксерские мешки, груши, лапы,защитное снаряжение для рукопашного боя, гири, гантели, скакалки. - стадион с установленной полосой для общей физической подготовки (брусья, канат, турник, кольца, скамья для отжимания и пресса), беговая дорожка с разметкой на 60 и 100 м, футбольное поле; - учебные видеофильмы. -наглядные пособия, -учебные фильмы, -аптечка первой помощи, комплект различных ранений и переломов. -мишени, -интерактивный тир с программами ведения боя в условиях леса, города, стрелковый тир для стрельбы по мишеням с дистанции 10-20 м. -строевой плац, с разметкой для занятий по одиночной строевой подготовки и с разметкой по занятиям с караульной сменой, компьютерный класс с видеоуроками по военной истории, методические пособия, -уставы: строевой, внутренней службы, гарнизонной и караульной службы. Литература для педагога: 1. Воробьёв Ю.Л. «Основы безопасности жизнедеятельности» - М, 2006г (10 класс 2. .Выдрин И.Ф. «Начальная военная подготовка » - М, 1997г 3. Казаков Д.Ф. «Виды Вооружённых Сил Российской Федерации» - М, 2000г 4. .Лутовинов В.И. «Подготовка учащейся молодёжи к защите Отечества и военной службе» - М, 2003г 5. Махальцов В.Д. «Проблемы патриотического воспитания: опыт, перспективы» - Новосибирск , 2005г для учащихся: 1. Синяев А.Д. «В помощь призывнику» - М, 1987г 2. Дому шин АЛ. «Первые и впервые» - М, 2000г 3. Зырянов А.А. «Общевоинские уставы » - М, 2000г 4. Боярский В.И. «Партизаны и армия» - М, 2001 г 5. Яроцкий АЛ . «Знай стрелковое оружие» - М, 2000г Диагностические средства Тесты, игры, викторины по итогам каждого раздела.