Согласованно
Заместитель по УВР
__________ Черемных Н.Н.
«29» августа 2023 г.
Принято
на заседание
педагогического совета
«30» августа 2023 г.
Утверждено
Директор школы
_____________ Лингевич Е.А.
Приказ № 2 от «30» августа» 2023 г.
Дополнительная образовательная
Общеразвивающая программа
«Юный страж порядка»
(социально-педагогическая направленность)
Возраст участников – 13-15 лет
Срок реализации программы – 1 год
Составил: Черемных Н.Н.
Асино – 2023 г.
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база программы
1.
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2.
Государственная концепция развития дополнительного образования.
3.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи""
5.
ФЗ РФ № 120-99г. « Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних».
Устав МАОУ «ОШ №5 г. Асино» Томской области
Локальные акты.
6.
7.
Направленность (профиль) программы: «Юный страж порядка» социальногуманитарная, продиктована возрастающим интересом молодежи к проблемам
правонарушений, криминогенной ситуации в России, к уровню подростковой
преступности, желаемым максимально реализовать себя в социально-значимой
деятельности.
Новизна данной программы состоит в том, что в ходе ее реализации
формируются не только теоретические правовые и медицинские знания, но
проводятся и совместные с сотрудниками полиции рейды, практика по оказанию
медицинской помощи. Программа
предусматривает пропагандистскую и
организационно-массовую работу.
Актуальность программы: создания такого кружка – одна из форм военнопатриотического воспитания и профилактики правонарушений несовершеннолетних,
потому что правовое образование и воспитание призваны развивать чувство
ответственности будущих граждан, умение решать жизненные проблемы, с которыми
ребята столкнуться после окончания школы. Если дети будут знать свои права и
обязанности, то они будут уважать права и обязанности других людей.
Воспитание уважения к правам человека, основным свободам определено в Законе
Российской Федерации "Об образовании", определено в числе основных принципов
государственной политики в области образования. Концепция модернизации
российского образования важнейшими задачами воспитания называет формирование
у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и
культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.
Педагогическая целесообразность. Дети, прошедшие курс данной программы,
будут целеустремленными, благонадежными гражданами, не способными на
совершение правонарушения, обладающими чувством взаимопомощи и
взаимовыручки, способными легко сориентироваться в любой жизненной ситуации.
Цели:
-оказание помощи инспектору по делам несовершеннолетних в поддержании
общественного порядка в школе;
- профилактика безопасности и правонарушений среди учащихся;
-правовое воспитание подростков;
- подготовка желающих к работе в правоохранительных органах.
Задачи:
1. Воспитывать уважительное отношение к символике и традициям государства,
выполнять Конституцию РФ.
2. Формировать представление о праве, как об особой форме регулирования
отношений в человеческом обществе.
3. Воспитывать правовую культуру и формировать практический опыт действий в
реальных жизненных ситуациях, регулируемых правилами и нормами
поведения.
4. Дать
обучающимся
необходимый
минимум
знаний
по
основам
безопасности жизнедеятельности, научить их умело
действовать в различных экстремальных жизненных ситуациях.
5. Познакомить
обучающихся
с
историей
возникновения,
развитием, структурой, обязанностями, составом полиции.
6. Прививать навыки осознанного поведения в обществе и о последствиях его
нарушении.
7. Формировать сознательное и ответственное отношение к вопросам личной
безопасности и безопасности всех окружающих.
Отличительные особенности программы является – добровольное объединение
обучающихся, которое создаётся с целью применения усвоенных ими знаний законов,
нормативных актов, воспитания у них чувства социальной ответственности, культуры
поведения, профессиональной ориентации, широкого привлечения детей и подростков
к организации правовой пропаганды среди дошкольников, учащихся младших и
средних классов общеобразовательного учреждения.
Возраст детей: программа курса «Юный страж порядка» предназначена для детей
13-15 лет. Создается
актив детей для профилактической работы
по
предупреждению правонарушений во всех классах начального, среднего и
старшего звена.
Режим занятий: общее количество часов в год – 30 часа. Количество часов в
неделю – 1 час. Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 1 часу, срок реализации 1
год.
Ожидаемые результаты.
обучающиеся должны:
• знать содержание наиболее важных законодательных актов (или фрагментов из
них), общие правила применения права, содержание прав и свобод человека, порядок
приобретения и утраты гражданства РФ; правила, соблюдение которых способствует
охране личной безопасности человека от преступных посягательств;
• иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности
личности; о месте гражданина России в существующей системе экономических и
политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в
качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны; о
видах юридической ответственности граждан;
• усвоить совокупность конкретных правил поведения в интернате, школе, на улице,
в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных
на уважении к правам и свободам других граждан;
• различать правомерное и неправомерное поведение, основание и порядок
назначения наказаний; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры,
адвоката, нотариуса
Формы обучения и виды занятий по программе. Программа предполагает как
групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых
мероприятий. Так как программа больше
всего уделяет
внимание
профилактической работе
по
предупреждению правонарушений через
реализацию творческих возможностей детей и подростков. С этой целью
предусмотрено использование таких форм проведения занятий:
•
тематические занятия
•
игровые тренинги
•
викторины
•
круглые столы
•
конкурсы, соревнования
•
изготовление наглядных пособий в виде буклетов, листовок
•
выпуск стенгазет
•
встреча с работниками полиции
•
просмотр видеофильмов
Способ проверки: выступления агитбригады, тесты по правовой и медицинской
подготовке, конкурс строя, речевки и песни, дискуссии, отчетные занятия, выставки,
конкурсы, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.
•
1.Планируемые результаты
развитие
и
совершенствование
духовно-нравственного
патриотического
и
воспитания;
•
•
•
формирование интереса к регулярным занятиям спортом, повышение
спортивного мастерства;
формирование глубоких теоретических знаний основ законодательства;
формирование у детей желание вести работу по профилактике
правонарушений и навыков пропагандисткой работы; сокращение
правонарушений в подростковой среде.
Обучающиеся должны:
знать:
•
основы права и действующего законодательства;
•
способы оказания первой медицинской помощи; уметь:
•
применять строевую подготовку;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; иметь
навыки:
•
дисциплины;
•
взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
•
участия в конкурсах, соревнованиях;
•
активной жизненной позиции образцового поведения в обществе.
- Формы промежуточной аттестации: Вводный - проводится на первом занятии и
предназначен для проверки
- уровня базовых знаний, умений, навыков, соответствующих возрасту
- учащегося (опрос).
- Текущий - проводится в ходе каждого занятия с целью определения
- усвоения знаний и умений по теме (педагогическое наблюдение, опрос,
- практическое задание, викторина).
- Итоговый - проводится в итоговых мероприятиях.
•
-
Оценочные материалы:
-опрос;
- педагогическое наблюдение;
-практическое задание;
- викторина;
-тестирование;
-участие в соревнованиях и конкурсах
Учебный план
№
п/п
1.
2.
Название раздела
темы занятия
Раздел 1. «Организация
работы кружка» .
Вводное занятие.Устав отряда
ЮСП.Знакомство с целями,
задачами, формой работы
кружка ЮСП.
Вводное занятие «Цели и
задачи работы отряда
«Юный страж порядка».
Вводный инструктаж по
вопросам техники
безопасности. Выборы Совета
отряда ЮСП.
Раздел 2. «Правила
поведения».
Количество часов
Формы
Формы
промежуточн
Всего
Теори Практи организаци
ой
я
ка
и
аттестации
5
Тестировани
е
2
1
1
Беседа
Практика
3
9
1
2
Беседа
Практика
Применение
знаний на
практике.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Организация и проведение
рейдов по соблюдению правил
поведения обучающимися в
школе
Проведение в начальных
классах беседы «О правилах
безопасного поведения в
школе». Изготовление
листовок «Безопасное
поведения в школе»
Раздел 3. «Права ребенка»
4
1
3
Беседа
Практика
5
3
3
Беседа
Практика
«Права человека. Что мы знаем
об этом?»«Ребенок и закон».
Проведение бесед «Конвенция
о правах ребенка» ( 5-7-е кл.)
Изготовление и
распространение буклетов
«Права ребенка»
Раздел 4.
«Административная и
уголовная ответственность»
Организация и участие в
мероприятиях, посвященной
дню Конституции РФ
размещение информации на
сайте школы
Административная и уголовная
ответственность за
правонарушение и
преступление
Раздел 5. «Обучение
жизненно важным навыкам»
4
3
1
Лекция
Практика
3
1
2
Практика
Отрицательное влияние
курение на здоровье.
Подготовка
и
проведения
акции
«Школа против курения»
Оформление уголка по
профилактике табакокурения,
конкурс рисунков о вреде
курения
Подведение итогов работы
отряда ЮСП.
Анкетирование.
Анализ работы Отряда ЮСП,
составление плана на
следующий учебный год.
4
1
2
Беседа
Практика
1
1
-
Итоговая
беседа
Тестирование
7
Тестирование
4
2
1
1
Лекция
Практика
2
2
-
Лекция
Итоговое
анкетировани
е
5
Итого
30
15
15
2.Содержание программы
Раздел 1. « Организация работы кружка»- 5 час
Вводное занятие. Устав отряда ЮСП. Знакомство с целями, задачами, формой работы
кружка ЮСП. Вводное занятие «Цели и задачи работы отряда «Юный страж
порядка».
Вводный инструктаж по вопросам техники безопасности. Выборы Совета отряда
ЮСП.
Раздел 2. «Правила поведения» -9 часов
Организация и проведение рейдов по соблюдению правил поведения обучающимися в
школе. Проведение в начальных классах беседы «О правилах безопасного поведения в
школе». Изготовление листовок «Безопасное поведения в школе». Оценить
дисциплину школе. Обсуждать случаи нарушения дисциплины, недобросовестного
отношения к учебным и общественным обязанностям, порчи имущества на линейке.
Выявить и взять на учет детей, склонных к нарушениям дисциплины, вести
индивидуальную работу. Вести наблюдение за трудными детьми, вовлекать их в
кружки, спортивные секции, во внеклассные мероприятия.Организовать рейды по
проверке порядка в школе.
Раздел 3. «Права ребенка» - 7 часов
Изготовление и распространение буклетов «Права ребенка». «Права человека. Что мы
знаем об этом?»Закон и его назначение. Конвенция о правах ребенка. Закон и порядок.
Проведение бесед «Конвенция о правах ребенка» ( 5-7-е кл.)«Ребенок и закон».
Раздел 4. «Административная и уголовная ответственность» - 4 часов
Административная и уголовная ответственность за правонарушение и преступление,
совершенными несовершеннолетними. Викторина по знаниям административной и
уголовной ответственности за правонарушение и преступление, совершенными
несовершеннолетними.Организация и участие в мероприятиях, посвященной дню
Конституции РФ размещение информации на сайте школы.
Раздел 5. «Обучение жизненно важным навыкам» - 5 часов
Подготовка и проведения акции «Школа против курения». Оформление уголка по
профилактике табакокурения, конкурс рисунков о вреде курения. “Здоровый образ
жизни. Вредным привычкам скажем: « Нет!». Формирование понятия “здоровый образ
жизни”. Влияние вредных привычек на организм человека. Формирование взглядов и
убеждений, соответствующих здоровому образу жизни. Выявление его преимуществ
для личности и общества. Борьба против негативных явлений. Анкетирование. Анализ
работы Отряда ЮСП, составление плана на следующий учебный год.
Календарный учебный график
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8
9.
10.
11.
Месяц
число
Время
Тема
Форма
проведени
занятия
я
занятий
Раздел 1. « Организация работы кружка» -5 час
14.00
Вводное занятие.Сбор отряда.
Беседа
Планирование работы на год.
14.00
Выборы Совета отряда Юных
Беседа
Стражей Порядка. Распределение
поручений.
14.00
Ознакомление с «Законом о
Обсуждение
полиции новых членов отряда»
14.00
Права и обязанности
Ознакомление
кружковцев.
Устав отряда ЮСП.
14.00
Знакомство с целями, задачами,
Ознакомление
формой работы кружка ЮСП.
Раздел 2. «Правила поведения» - 9 часов
14.00
Сбор материала «О правилах
Обсуждение
безопасного поведения в школе»
14.00
Подготовка презентации «О
Практическая
правилах безопасного поведения
работа
в школе» для начальной школы
14.00
Изготовление листовок
Практическая
работа
«Безопасное поведение в школе»
14.00
Сбор материала для выпуска
Беседа
стенгазеты «Правила школьной
жизни»
14.00
Изготовление стенгазеты
Практическая
работа
«Правила школьной жизни»
14.00
Организация и проведение рейдов Дежурство на
по соблюдению правил поведения
перемене
обучающимися в школе.
12.
14.00
13.
14.00
14.
14.00
15.
14.00
16.
14.00
Выявление ребят, склонных к
совершению правонарушений и
проведений с ними бесед.
Подготовка бесед «Правило
поведения в общественных
местах»
Профилактическая беседа
«Последствия наших поступков»
Раздел 3. «Права ребенка» - 7 часов
«Права человека. Что мы знаем
об этом?»
Изучение Конвенции по правам
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дежурство на
перемене
1
Беседа
1
Беседа
1
Лекция
1
Беседа
1
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
ребенка.
14.00
Сбор информации «Права
Практика
ребенка»
14.00
Изготовление и распространение
Практика
буклетов «Права ребенка»
14.00
Изучение статей международной
Беседа
конвенции о правах ребенка
14.00
Выявление ребят, склонных к
Практика
совершению правонарушений и
проведение с ними бесед.
14.00
Проведение бесед «Конвенция о
Обсуждение
правах ребенка»
Раздел 4. «Административная и уголовная ответственность» - 4 часов
14.00
Сбор информации оформление
Беседа
уголка в библиотеке
«Конституции РФ»
14.00
Оформление уголка в библиотеке
Практика
«Конституции РФ»
14.00
Организация и участие в
Обсуждение
мероприятиях, посвященной дню
Конституции РФ размещение
информации на сайте школы.
14.00
Профилактические беседы о
Беседа
безопасном поведении на
мероприятиях.
Раздел 5. «Обучение жизненно важным навыкам» - 5 часов
14.00
Сбор материала на тему
Обсуждение
«Поведение на улице и в
Круглый стол
общественных местах»
14.00
Конкурс рисунков
Практика
«Мы за здоровый образ жизни»
14.00
Подготовка к проведению акции:
Практика
« Школа против курения».
Оформление стенгазеты с
информацией по профилактике
табакокурения
14.00
Изготовления листовок о вреде
Практика
курения
14.00
Подведение итогов работы
Обсуждение
кружка и составление плана
Круглый стол
работы на следующий учебный
год
Организационно-педагогические условия
Методическое
обеспечение: рисунки
ребят с конкурсов;
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
- разработки
проведения различных игр, конкурсов, викторин,
театрализованных представлений;
- методические рекомендации по организации профилактики правонарушений; видеоматериалы для проведения профилактических занятий с учащимися.
Методические материалы:
- методические разработки занятий.
Дидактические материалы:
иллюстративный, справочный материал, научная и методическая литература,
дидактический и раздаточный материал. Конституция РФ. Всеобщая Декларация прав
человека. Конвенция по правам ребенка.
Техническое оснащение:
- компьютер с экраном и проектором;
- интернет.
Список для педагога
1. Азбука права. //автор-составитель Бобкова Н.Н. – Волгоград, 2006.
2. Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей.
Начальные сведения. – Москва, 1998.
3. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. – СПб, 2001.
4. Воспитание. Пособие для педагогов.//Осипова М.П., Козлович С.И., Король Е.Д.;
под общей редакцией Осиповой М.П. – Минск, 2002. С.143 – 206.
5. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – Москва, 1992.
6. Любимов А.П. Конституция Российской Федерации: Альбом таблиц и схем. –
Москва, 1998
7. Смагина Л.И. 100 уроков по правам ребенка. – Минск, 1998. 8. Справочник
классного руководителя. 5-11 классы.//Дереклеева Н.И. – Москва, 2003.
Литература для обучающихся:
1. Ефремова Н.П. Твои права, подросток.//Библиотека – №12, 2000. С.37-39.
2. Конвенция ООН о правах ребенка. – Москва, 2001.
3. Права человека: Новое издание. – Москва, 1995.
4. Ребенок должен знать свои права.//Библиотека – №6, 2000. С.45-47. 5. Савельева М.
Знай закон смолоду.//Библиотека – №5, 1999. С.66-67.
Интернет ресурсы:
1. www.asi.org.ru – агентство социальной информации.
2. www.detirossii.ru – Союз «Гражданское общество – детям России».
3. www.hro.org/index.htm - Права человека в России.
4. www.eduinfo.ru/dia - Детское информационное агентство.
5. www.school-sector.relarn.ru – Права и дети в Интернете.
6. www.kpd.nvrsk.ru/university/main.htm - Детский Правозащитный Университет.
7. www.hrea.org/pubs/Primer/ru/index.html.
- Аннотированный
Учебник
для
начинающих по отбору учебных материалов для образования в области
демократии и прав человека.
8. www.hrusa.orq/default.htm - Центр по ресурсам в области прав человека.
9. www.pravo.Inet.ru – Право Интернет в России.
10. www. Bpi.ru – Бюро правовой информации.
11. www. Pi.aqava.ru – Правозащитный сайт «Имею Право»