Муниципальное автономное образовательное учреждение «Общеобразовательная школа № 5 г. Асино» Томскойобласти РАССМОТРЕНО на Методическом совете Протокол № 1 от «29» августа 2023 г. УТВЕРЖДАЮ Директор Е.А.Лингевич Приказ № 2 от 30 августа 2023 г Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ и детьми-инвалидами 5-9 классов «Ладони надежды» Составила: педагог-психолог, Кривощекова Е.В. г. Асино- 2023 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа разработана для обучающихся с ОВЗ и детьми-инвалидами для 5-9 классов и дает примерное распределение учебных часов по разде6лам курса, на основе документов регламентирующих работу с детьми с ОВЗ: Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26). Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 17 июля 2015 г.). Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Общая характеристика программы. Коррекционно-развивающая программа «Ладони надежды» для обучающихся с ОВЗ и детьми-инвалидами 5-9классов является составной частью образовательной программы школы, разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для детей с ОВЗ и детьми инвалидами. Дети с ОВЗ и инвалиды особенно нуждаются в целенаправленном обучении и особой поддержке. Актуальность программы заключается в том, что обычно взрослые сосредоточивают свои усилия только на тренировки детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Но необходимо учитывать, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но и чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо, прежде всего, в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным. Тематический план программы направлен на коррекцию и развитие эмоционально – волевой сферы, коммуникативных УУД, высших психических функций обучающихся. В данной программе используются упражнения и игры, направленные на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных и личностных навыков, а также развитие моторики, памяти, внимания, саморегуляции. Обучающиеся с ОВЗ часто испытывают сложности при установлении контакта с собеседником, при необходимости передать или принять информацию. Такие умения нужны в обучении, профессиональном становлении, личном общении. Содержание плана будет последовательно реализовываться по четырем учебным четвертям. Для контроля результатов предлагается в начале и конце учебного года проводить психодиагностику. Главной целью программы является формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка с ОВЗ, создания условий для оптимизации его психического и эмоционального развития. Задачи программы: выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; формирование эмоционально-волевой регуляции; создание условий для развития самопознания, саморегуляции и личности в целом; формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться, поддержать беседу, диалог; коррекция познавательной деятельности и высших психических функций; коррекция мотивации к учебной деятельности; отслеживание динамики развития детей с ОВЗ. Методы: методы социально-психологического тренинга; коммуникативные методы обучения: дискуссия, диалог, беседа; методы анализа конкретных ситуаций; имитационно-ролевые методы обучения: ролевая игра, тестирование, элементы аутотренинга; метод «мозгового штурма». Эти формы работы предполагают как индивидуальные, так и групповые занятия с детьми. Структура программы включают в себя следующие разделы: 1. Личность: раздел направлен на осознание обучающимися своих личностных особенностей и оптимизацию отношения к себе; 2. Деятельность: осознание себя в системе учебной деятельности; 3. Общение: осознание себя в системе отношений с другими людьми. Планируемые результаты. При освоении программы обучающиеся с ОВЗ: получат навыки эффективной коммуникации и сотрудничества; разовьют навыки эмоционально-чувственного восприятия; научатся приемам саморегуляции; разовьют навыки самоанализа и адекватной самооценки; получат опыт работы по достижению положительной учебной мотивации; изучат способы развития высших психических функций; получат навыки социальной адаптации. Классификация развивающих методик (психотехник, игр, упражнений, приемов, процедур), используемых в программе: традиционные обучающие приемы; ритуалы знакомства, представления, прощания; приемы сосредоточения, фокусировки, настройки; техники релаксации; психотехники самооценки и взаимооценки; упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию; экспрессивные техники (приемы самовыражения); развивающие — тренировочные упражнения; игра Формы контроля. Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся. Текущий: - рефлексия в ходе выполнения заданий. Итоговый: - тестирование; - практические задания; - творческие работы обучающихся; - самооценка и самоконтроль. Объем нагрузки: 1 занятие в неделю, продолжительность занятия 20 минут. Материально-техническое обеспечение: учебно-методический материал (методики для диагностики и для проведения психокоррекционной работы по отдельным направлениям); мебель и оборудование (столы и стулья; шкаф для пособий и методик; рабочие места для детей, доска); технические средства обучения (ПК); набор материалов для детского творчества (цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей, ножницы, скотч и т.д.). План работы с обучающимися с ОВЗ. № п/п Период Направления работы 1 сентябрь, май. Диагностика познавательной, эмоциональноволевой сферы личности. 2 октябрьапрель Коррекционноразвивающая деятельность. Содержание работы Ожидаемые результаты 1. Беседа или проективная методика для установления контакта с ребенком. 2. Исследование познавательных процессов (память, внимание, мышление). 3.Исследование особенностей эмоционально-волевой сферы, самооценки. 4. Общие выводы. 5.Психологопедагогические рекомендации. Реализация программы Сравнительный анализ изменения уровня развития изучаемых УУД. При освоении программы обучающиеся с ОВЗ: получат навыки эффективной коммуникации и сотрудничества; разовьют навыки эмоциональночувственного восприятия; научатся приемам саморегуляции; разовьют навыки самоанализа и адекватной самооценки; получат опыт работы по достижению 3 октябрьапрель Консультативная деятельность. 4 октябрьапрель Информационнопросветительская деятельность. Консультирование участников образовательного процесса по вопросам, касающимся реализации программы и сопровождению детей с ОВЗ по запросу. Информирование участников образовательного процесса о ходе и результатах реализации программы. положительной учебной мотивации; изучат способы развития высших психических функций; получат навыки социальной адаптации. Формирование у участников образовательного процесса потребности в психологопедагогических знаниях и их использовании. Повышение психологической грамотности и культуры участников образовательного процесса, знакомство с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития детей с ОВЗ. Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ по программе в 5 классе № 1 Разделы Личность Колво часов 9 Тема занятий Колво часо в 1. Знакомство (упражнения «Снежный ком» на развитие 1 аудиальной памяти, «Кто Я?», «Визитная карточка», игра на внимание «Муха») 2. Мой портрет (упражнения «Что я люблю делать?», анкета 1 «Проверь себя», игра на внимание «Передай ритм») 3. Мое имя (упражнения «Назови свое имя», «Рисунок 1 ассоциация с именем») 4. Картина моей личности (упражнения «Немного о себе», 1 «Ищем секрет», игра на развитие мышление «Совместить несовместимое») 5. Легко ли быть учеником? (упражнения «Идеальный 1 ученик», «Незнайка», работа с рассказом «Вельветовый кролик», упражнение на развитие моторики «От топота копыт») 2 3 Деятельно сть Общение 8 9 6. Мои чувства (упражнения «Чего я боюсь?», «Рисуем слово», «Самое хорошее и самое плохое», развиваем мышление «Час редактора») 7. Я нужен (упражнения «Что нужно школьнику?», «Кто нужен школьнику?», работа со сказкой, развиваем внимание и мышление «Телеграмма») 8. Уверенность в себе и ее роль в развитии человека (упражнения «Портрет», «В чем проблема?», работа со сказкой, развиваем мышление «Угадай слово») 9. Источники уверенности в себе (упражнения «Эпиграф», «Копилка источников уверенности», «Мои ресурсы», работа с рассказом) 1. Развиваем уверенность (анкета на самоанализ, упражнения «Круг уверенности», развиваем мышление «Противоположные слова») 2. Учимся слушать (упражнение «Идеальный учитель», «Слушаем внимательно», «Интервью с учителем») 3. Стресс и способы его преодоления 1 (упражнения «Солнце и планеты», «Проявление стресса», «Ситуации, в которых я испытываю стресс», развиваем внимание и мышление «Зашифрованный рисунок») 4. Стресс и способы его преодоления 2 (упражнение «Глубокое дыхание», релаксация, развиваем воображение «Воображаемое проигрывание») 5. Стресс и способы его преодоления 3 (упражнения «Насос и мяч», «Эмоции – подспорье или помеха», мозговой штурм «Неконструктивное мышление») 1 6. Преодоление стрессов межличностного характера (упражнения «Апельсин», «Мои стрессы», развиваем воображение «Волшебный карандаш») 7. Развиваем трудолюбие (упражнения «Сочиняем сказку про лень и трудолюбие», «Главный инструмент», развиваем воображение «Чудеса техники») 8. Развиваем мотивацию (упражнения «Рисунок наши достижения», «Необходимые предметы», развиваем волю и саморегуляции «Термометр») 1. Расширение круга близких людей (упражнения «Комплименты», «Тростинка на ветру», «Установление контакта») 2. Я и другие (упражнения «Умение вести разговор», «Таможенники и контрабандисты») 3. Активное слушание 1 (упражнения «Дискуссия», «Испорченный телефон», развиваем внимание и мышление «Зашифрованный рисунок») 4. Активное слушание 2 (упражнения «Эхо», «Разобраться в проблеме», «Я вас слушаю») 5. Что такое конфликт? Конфликт в школе, дома, на улице (упражнения «Эпиграф», «Стиль входа в конфликт», рисунок моего стиля, «Конфликт – это хорошо или плохо?») 6. Способы поведения в конфликте (упражнения «Основные стили поведения в конфликте», «Конфликтные ситуации», работа со сказкой) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7. Конструктивное разрешение конфликтов (упражнения 1 «Как выиграть обоим участникам конфликта», «Разыграем конфликт», «Как оставаться спокойным», работа со сказкой) 8. Конфликт как возможность развития (упражнения 1 «Станем американцами», «Конфликт как возможность», «Попробуем договориться», работа со сказкой) 9. Готовность к разрешению конфликта (упражнения «В 1 чем выгода», «В стране вещей», работа со сказкой) Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ по программе в 6 классе № Разделы Колво часов 1 Личность 9 2 Деятельно сть 8 Тема занятий Колво часо в 1. Я повзрослел (работа со сказкой «Лабиринт души», 1 упражнение продолжи предложение «Я повзрослел…», рисунок «Символ моего Я», развиваем внимание и мышление «Спрячь лягушку») 2. Агрессия и развитие (упражнение «Золотые мысли», 1 упражнения на развитие воображения и мышления «Ассоциации», работа со сказкой) 3. Как звучит агрессия? (упражнения «Покажи агрессию», 1 «Кто из них агрессивный?», «Отбросить старое, чтобы измениться», работа со сказкой «Время») 4. Как выглядит агрессивный человек (упражнения 1 «Агрессивный…продавец», «Как поступить конструктивно?», упражнение на развитие вербального мышления «Исключи лишнее») 5. Конструктивное реагирование на агрессию (упражнения 1 «Свет мой зеркальце», «Трудно», «Если я сильный», работа с притчей, упражнение на развитие вербального интеллекта «Противоположное слово») 6. Агрессия во взаимоотношениях между родителями и 1 детьми (упражнения «Эпиграф занятия», «Чем недовольны родители?», «Чем недовольны подростки?») 7. Чувства бывают разные (упражнения «Изобрази чувство», 1 «Страшный персонаж», работа со сказкой) 8. Я мечтаю (упражнения «Я невидимка», «Закончи 1 предложение», «Зачем люди мечтают?», работа со сказкой) 9. Я – это мои цели (упражнения «Превратись в животное», 1 «Заветное желание», работа со сказкой) 1. Ставим цели (упражнения «Определи, насколько ты веришь 1 в себя, в свои силы?», «Инь и Ян», «Ставим цели») 2. Что я делаю с моей жизнью (упражнение «Фамильный 1 герб», развиваем внимание «Настройся на мою волну») 3. Я и мой мир вокруг меня (рисунок «Мой мир», упражнение 1 «Рефлексия», развиваем воображение «Лабиринт») 4. Развиваем трудолюбие (упражнения «Самые 1 трудолюбивые», «Работа для других», работа со сказкой «Кто помог человеку?») 5. Учимся распределять время (упражнение «Круг нашей 1 жизни», тренируем память и внимание «Информация в газете») 6. Учимся слушать собеседника (упражнения «Прояснение», 1 «Используем уточняющие вопросы», развиваем внимание «Графический диктант») 7. Учимся слышать собеседника» (упражнения 1 «Подтверждение», «Разрядка», развиваем мышление «Угадай слово») 3 Общение 8. Мы начинаем меняться (упражнения «Какого человека можно назвать…», «Мои важные изменения», работа со сказкой) 1. Я и мои друзья (упражнения «Самое длинное», «Красивые поступки», работа со сказкой, развиваем невербальный интеллект «Прогулка с компасом») 2. У меня есть друг 1 (упражнения «Самое короткое», «Загадай друга», «Есть ли человек…») 3. У меня есть друг 2 (упражнение «Качества моего друга», работа со сказкой, развиваем саморегуляцию «Телепатия») 4. Я и мои «колючки 1» (упражнения «Из пяти слов», «Кто сколько запомнит», «Покажи ситуацию») 5. Я и мои «колючки 2» (упражнения «Мои колючки». «Мои магнитики», работа со сказкой) 6. Что такое одиночество 1? (упражнения «Запиши наоборот», «Закончи предложение», «Одиночество в классе») 7. Что такое одиночество 2? (упражнения «Если я окажусь одиноким», «Кого я сделал одиноким?», работа со сказкой) 8. Я не одинок в этом мире (упражнение «Какого человека можно назвать…», 2Кчества человека и одиночества», работа со сказкой) 9. Конфликт или взаимодействие (упражнения «Как разрешать конфликтные ситуации», «Конфликтные реакции») 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ по программе в 7 классе № Разделы Колво часов 1 Личность 9 Тема занятий Колво часо в 1. Почему нам нужно изучать чувства? (упражнения «Что 1 чувствовала Вика?», «Чьи глаза?», «Коллективный рисунок») 2. Основные законы психологии эмоций (упражнения «Какое 1 слово мне подходит?», «Законы и эмоции», работа со сказкой «Чертежик») 3. Запреты на чувства 1 (упражнения «Комплексы», «Составь 1 комплекс», «Ты прав и ты прав», «Что я себе запрещаю») 4. Запреты на чувства 2 (упражнения «Куда уходят чувства?», 1 «Калейдоскоп чувств», «Педсовет») 2 3 Деятельно сть Общение 8 9 5. Эффект обратного действия (упражнения «Учены, поэт, балерина, сказочник», «Что чувствует человек, если…», «Как помочь человеку») 6. Передача чувств по наследству (упражнения «Каждый смотрит по своему», развиваем мышление «В чем отличие?», «Могут ли чувства передаваться по наследству?», работа с рассказом) 7. Психогигиена эмоциональной жизни (упражнения «Задумай чувство», «И это грустно, и это весело», «Какое чувство повышает…», «Необходимость контакта с чувствами», работа со сказкой «Портфельчик») 8. Что такое ценности? (упражнения «Список ценностей», «Я в будущем», работа со сказкой) 9. Ценности и жизненный путь человека (упражнения «Ценности и выбор профессии», «Определи ценности», «Переоценка ценностей», работа со сказкой) 1. Социальное восприятие (упражнения «Что чувствует человек, если он сделал…», «Понимать окружающих», «Покажи состояние жестом») 2. Учимся понимать жесты и позы (упражнение «Узнай чувства», «Как мы друг друга понимаем», работа с притчей) 3. Жесты (упражнения на развитие мышления «Найди лишнее слово», игра «Вспомни жесты», работа с притчей, «Живое зеркало», «Фотография на память») 4. Невербальные признаки обмана (упражнения на мышление и логику «Найди закономерность», «Определи причину», «О чем говорят жесты», «Искренний комплимент») 5. Понимание причин поведения людей (упражнение на мышление «Найди объединяющее слово», «Почему надо понимать других», «Как сказать о причинах поведения, чтобы нас поняли?») 6. Впечатление, которое мы производим (упражнения «Как произвести первое впечатление?», «Я меняю школу», «Я устраиваюсь на работу») 7. Из чего складывается впечатление о человеке? (упражнения «Что нужно делать?», «Что мы помним о человеке?», работа с текстом, «Новый учитель») 8. Способы понимания социальной информации (упражнения на мышление «Найти аналогии», «Какая информация легче запоминается?», «Рекламные агенты», «Шпионы») 1. Привлекательность человека (упражнения «Найти синоним на мышление», «Какая привлекательность важнее?», «Звезда привлекательности», «Волшебное превращение») 2. Взаимность (упражнения на развитие мышления «Продолжи ряд», «Найди слово», «Легко проявлять симпатию?», «Передай взглядом», «Самый лучший комплимент») 3. Дружба. Четыре модели общения (упражнение на мышление «Найди лишнее слово», «Твое мнение», «Три качества», «Живые руки») 4. Романтические отношения (упражнение на развитие мышления «Продолжи ряд», упражнение «Как поступить?», «Чья фраза лучше?») 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5. Любовь (упражнение на развитие мышления «Какие слова подходят?», упражнения «Как я понимаю любовь?», работа с рассказом) 6. Развитие идентичности (упражнения «Может ли быть так?», «Проведи диагностику», «Кто более оригинален?») 7. Переживание любви (упражнения «Может ли быть так?», «Я философ», «Подарок») 8. Что помогает и мешает любви? (упражнение на развитие мышления «Какие слова подходят?», решение психологических задач) 9. Открытое выражение чувств (мозговой штурм «Способы выражения чувств» упражнение «Разыгрываем ситуации» ) 1 1 1 1 1 Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ по программе в 8 классе № Разделы Колво часов 1 Личность 9 2 Деятельно сть 8 Тема занятий Колво часо в 1. Я-концепция (упражнения «Найди чувства», «Умственный 1 мусор», «Корзинка для мусора») 2.Самоуважение (упражнения «Найди чувства», развиваем 1 мышление «Лишнее слово», «Повысь самооценку») 3. Самоконтроль (упражнения «Реши задачу», «Письмо н6а 1 руке», развиваем мышление «Найди слово», «Секрет учителя») 4. Самоэффективность (упражнения «Установи аналогию» на 1 развитие мышления, «Повышение самоэффективности», «Умственный мусор») 5. Пол как ключевой аспект «Я» (упражнения «Если я…», 1 «Найди слово» на развитие мышления, «Отвечаем на вопросы», «Превращаемся в цифры») 6. Влияние эмоций на подсознание (упражнения «Найди 1 аналогию» на развитие мышления, «Какая информация лучше запоминается», «Сердитое лицо», «Мы все похожи») 7. Счастье – это, когда тебя понимают (упражнения 1 «Дискуссия», игра «Сыщики», психогимнастика «Признаки разделения») 8. Мои эмоции 1 (упражнения «На что похоже мое 1 настроение», «Называем чувство», «Словарь эмоций») 9. Мои эмоции 2 (упражнения «Фантом», «Звук-чувства», 1 «Линии») 1. Мотив и его функции (упражнения «Борьба мотивов», 1 «Убери слог» на развитие мышления, «Какие бывают мотивы?») 2. Привычки, интересы, мечты (упражнение «Найди слово» 1 на развитие мышления, «Что побуждает действовать?», «Мои привычки и интересы», «Мечта», «Когда мечта мешает, когда помогает?») 3. Самоидентификация (игра «Лотерея», развиваем 1 логическое мышление «Фараон и боги») 3 Общение 9 4. Социальные роли 1 (упражнения «Роли», «Отгадай профессию») 5. Социальные роли 2 (упражнение «Роль-атрибут», «Маски», «Организация») 6. Социальные навыки 1 (упражнения «Начало беседы», «Принятие критики») 7. Социальные навыки 2 (упражнения «Как сказать «нет»?», «Просьба о помощи») 8. Социальные навыки 3 (упражнения «Ведение переговоров», «Отстаивание своего мнения») 1. Установление контакта 1 (упражнения «Автобус», «Найди пару», «Невербальный контакт») 2. Установление контакта 2 (упражнения «Испуганный ежик», «Умение вести разговор») 3. Описание поведения (упражнение «Говорю, что вижу», «Вижу разницу», «Вечные темы») 4. Коммуникация чувств (упражнение «Спустить пар», «Описание чувств») 5. Эмпатия (упражнение «Вообрази» на развитие воображения, «Как все», «Ассоциации») 6. Активное слушание (упражнения «Приемы активного слушания», «Эхо») 7. Аргументация своей точки зрения (упражнения «Разные ответы», «Нападающий и защищающийся») 8. Навыки принятия решения (упражнение «Землятресение») 9. Невербальное принятие группового решения (упражнения «Счет», «Переключатели» на развитие внимания, «Счетная машинка») 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ по в 9 классе № Разделы Колво часов Тема занятий 1 Личность 9 1. Три состояния личности: Ребенок, Взрослый, Родитель 1 (работа с притчей, упражнение на развитие мышления «Антонимы», «Мы бываем разные») 2. Три состояния личности: Ребенок, Взрослый, Родитель 2 (упражнения «Определи состояние», «Что вызывает непонимание», «Как ответить правильно?») 3. Внутренний Ребенок: какой он? 1 (упражнение «Какое слово зашифровано?», работа с притчей, развиваем мышление «Синонимы») 4. Внутренний Ребенок: какой он? 2 (упражнения «Работа с текстом», «Рисунок ассоциаций») 5. Внутренний Ребенок бывает разный: естественный и приспособившийся 1 (упражнения «Найти ключевое слово» на развитие мышления, работа с притчей, «Ответь из разных Колво часо в 1 1 1 1 1 2 3 Деятельно сть Общение 8 9 состояний») 6. Внутренний Ребенок бывает разный: естественный и приспособившийся 2 (упражнения «Такой разный внутренний Ребенок», «Кому какой ребенок нужен?», «В чем причина») 7. Внутренний Родитель может быть разным 1 (упражнения «Придумай предложение», «Найди общее» на развитие мышления, «Состояние Родителя») 8. Внутренний Родитель может быть разным 2 (упражнения «Кто находится в состоянии Родителя», «Какой бывает Родитель?», «Родитель учится у родителей», «Надо – не стоит») 9. Внутренний Взрослый: истинный и мнимый (упражнения «Найди закономерность» на развитие мышления, «Состояние Взрослого», «Найди выход», «Я – психолог») 1. Мотивация помощи и альтруистического поведения 1 (упражнения «Найди слово» на развитие мышления, «Почему люди помогают друг другу», «Кто может стать альтруистом?») 2. Мотивация помощи и альтруистического поведения 2 (упражнения «Положи в одну корзинку», «Педагог – альтруист», «Альтруизм», рисунок класса) 3. Развиваем социальные навыки (упражнения «Преодоление обвинений», «Выражение благодарности») 4. Преодоление трудных ситуаций (упражнения «Способы преодоления стресса», «Мозговой штурм», «Глубокое дыхание») 5. Способы преодоления стресса (упражнения «Релаксация», «Насос и мяч», рисуем образы) 6. Преодоление стресса межличностного характера (упражнения «Апельсин», дискуссия «Анализ ситуаций») 7. Быть или не быть уверенным в себе?» (упражнения «Аист и лягушки», «Без прикрас», «Я веду себя уверенно в ситуациях…, а многие ведут себя не уверенно») 8. Умение принимать критику (упражнения «Критика», «Водопад», дискуссия) 1. Учусь отстаивать собственное мнение (упражнения «Понимание», «Дискуссия», «Просьба – отказ», «Картина») 2. Честное воздействие и манипуляция (упражнения «Манипуляция», работа с текстом) 3. Правила защиты своих интересов (упражнения «Обсуждение правил», «Иерархия интересов») 4. Учимся общаться 1 (упражнения «На страже», «Немой и парализованный») 5. Учимся общаться 2 (упражнения «Понимаем с первого слова», «Мне интересно с тобой», «Что с тобой происходит?») 6. Что такое дружба? (упражнения «Незаконченные предложения», «Дискуссия», «Правила дружбы») 7. Механизмы межличностного восприятия 1 (упражнения «Ошибки превосходства», «Ошибки привлекательности», «Эффект ореола») 8. Механизмы межличностного восприятия 2 (упражнения «Роль первого впечатления», «Фактор отношения к нам», «Установка») 9. Барьеры в общении (упражнения «Мозговой штурм», «Как можно преодолеть барьер?») 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Список литературы 1. Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". - М: ГЕНЕЗИС, 2003. 2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения» - М.: «Ось», 2000. 3. Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2000. 4. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога.— М.: Школьная Пресса, 2006. — 80 с. - (В помощь специалисту); («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 31). 5. Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". - М.: Цитадель, 1999. 6. Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007. 7. Вершинина О.А. «В помощи школьному психологу. Групповые занятия и тренинги со старшеклассниками», Волгоград: «Учитель, 2008. 8. Григорьева Т.Г. «Основы конструктивн6ого общения». – М.: 1997. 9. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997. 10. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2003. 11. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994. 12. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004. 13. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". Ростов-на-Дону "Феникс", 2008. 14. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006. 15. Карандашев В.Н., Лисянская А.С., Крылова Т.А. «Курс комплексного развития младшего школьника. Программа, занятия, дидактические материалы». – Волгоград: «Учитель», 2010. 16. Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "ACT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009. 17. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997. 18. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 19. Коротаева Е.В. «Хочу, могу, умею». – М.: КСП, 1997. 20. Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001. 21. Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия". - ПИЕТР, 2009 22. Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995. 23. Любимова Т. Е. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". - Чебоксары: "КЛИО", 1994. 24. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М.: 1997. 25. Павлова М.А. «Психогимнастические упражнения для школьников: разминки, энергизаторы, активаторы – Волгоград: «Учитель», 2008. 26. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. «Психология для старшеклассников». Часть 1, часть 2 – М.: Владос, 2002. 27. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИЕТР, 2002. 28. Прутченков А. С. "Свет мой, зеркальце, скажи". - М.: Новая школа, 1996 29. Ромашкова Е. И. "Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе". Владимир, 1997. 30. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте //Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 1995. 31. Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ГЕНЕЗИС, 2007. 32. Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000. 33. Слободяник Н.П. «Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы». – М.; Айрис-пресс, 2004. 34. Слободяник Н.П. «Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. Практическое пособие» - М.; Айрис-пресс, 2004. 35. Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: развитие познавательных способностей у младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов» - Ярославль: «Академия развития», 2004. 36. Трошихина Е.Г. «Тренинг развития жизненных целей». – С-Пб: Речь, 2001. 37. Фопелъ К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ГЕНЕЗИС, 2001. 38. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему «Я» в трех частях (5-6 классы, 7-8 классы). М: Генезис, 2014, 2008, 2007. 39. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М: КЛАСС. 2001. 40. Чистякова М. И. "Психогимнастика". - М: Просвещение, 1990. 41. Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций". - М: Новая школа, 1993. 42. Юдина И.Г. «Когда не знаешь, как себя вести…». – М.: Аркти, 2007. ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ 43. Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.ph 44. Газета "Школьный психолог 45. "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I 46. "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti 47. "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru 48. Презентации на сайте: http://www.danilova.ru Критерии и методы оценки УУД Методики УУД Критерии оценивания Сроки Классы проведения Беседа о школе (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина) Прогрессивные матрицы Дж. Равена исследование способностей воспринимать абстрактные формы «Зрительно– моторный гештальт-тест» Л. Бендер - выявление степени развития структурных зрительно-моторных функций Личностные УУД: самоопределение внутренняя позиция школьника сентябрь, май Познавательные УУД Анализ объектов с сентябрь, целью выделения май признаков; синтез; сравнение; аналогия 5-9 кл. Регулятивные УУД: Принятие задачи сентябрь, Умение принимать май задачу, сохранять и выполнять с интересом. Осуществление постоянного планирования. Умение осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания; умение мобилизовать силы и энергию на преодоление трудностей. Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Умение самостоятельно адекватно оценивать 5-6 кл. Планирование Контроль и волевая саморегуляция Коррекция Оценка 5 кл. правильность выполнения действий; умение адекватно реагировать на ситуацию успеха и неудачи Тест Тулуз-Пьерона Регулятивные УУД: волевая - исследование саморегуляция особенностей внимания, работоспособности сентябрь, Умение май мобилизовать силы и энергию на преодоление трудностей. Динамические скорость особенности психической деятельности (восприятия, переработки информации, формирования и осуществления двигательного ответа). Переключение Точность внимания; объем внимания; оперативная память; визуальное мышление; личностные особенности (исполнительность, ответственность, тревожность или, напротив, беспечность, расслабленность, инфантильность). сентябрь, Проба на внимание Регулятивные УУД: Умение Контроль и волевая (П.Я. Гальперин и осуществлять май саморегуляция С.Л. Кабыльницкая) актуальный контроль на уровне произвольного внимания Личностные УУД: сентябрь, Методика Развитие ЯНаличие адекватной май самооценки «Дерево» (Дж. и Д. концепции и самооценки и Лампен, модиф. Л.П. самооценки личности уровня притязаний, Пономаренко) и принятие себя как личности. Определение Личностные УУД: Осознание сентябрь, 5 - 9 кл. 5-7кл. 5-6 кл. 5 кл. эмоционального уровня самооценки (1, 4, 6 субтест) (А.В. Захарова); Задание «Рукавички», «Раскраска», «Совместное рисование» (Г.А. Цукерман) Развитие Ясобственной концепции и ценности; самооценки личности склонность к эгоцентризму Коммуникативные Умение УУД: договариваться, коммуникация как находить общее кооперация решение, умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий Личностные УУД: Наличие адекватной самооценка самооценки и притязаний Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн. Познавательные Школьный тест УУД умственного Логические УУД развития (ШТУР) Общеучебные УУД май сентябрь, май 5 кл. сентябрь, май 5 – 9 кл. Анализ объектов; сентябрь, построение май логической цепи рассуждения; установление сходств и различий; выявление закономерностей построения рядов данных; выбор оснований и подбор критериев для сравнения, сериации, классификаций объектов. Структурирование знаний; смысловое чтение; выбор наиболее эффективных способов решения задач; осознание и произвольное построение 8 – 9 кл. Волевая саморегуляция Скорость Точность Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) был разработан словацким психологом Дж. Ваной. Познавательные УУД Логические УУД Общеучебные УУД речевого высказывания в письменной форме. Умение мобилизовать силы и энергию на преодоление трудностей. Динамические особенности психической деятельности (восприятия, переработки информации, формирования и осуществления двигательного ответа) Переключение внимания; объем внимания; оперативная память; визуальное мышление; личностные особенности Анализ объектов; сентябрь, построение май логической цепи рассуждения; установление сходств и различий; выявление закономерностей построения рядов данных; выбор оснований и подбор критериев для сравнения, сериации, классификаций объектов. Структурирование знаний; смысловое чтение; выбор наиболее эффективных способов решения задач; осознание и произвольное построение речевого 5 – 7 кл. Волевая саморегуляция Скорость Точность Личностные УУД: Методика Мотивация учебной диагностики мотивации учения и деятельности эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (основан на опроснике Ч.Д. Спилбергер) высказывания в письменной форме. Умение мобилизовать силы и энергию на преодоление трудностей. Динамические особенности психической деятельности (восприятия, переработки информации, формирования и осуществления двигательного ответа) Переключение внимания; объем внимания; оперативная память; визуальное мышление; личностные особенности (исполнительность, ответственность, тревожность или, напротив, беспечность, расслабленность, инфантильность). Сформированность сентябрь, мотивации учения и май эмоционального отношения к учению; уровень развития познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности 5 – 9 кл.