Пояснительная записка Рабочая программа элективного учебного предмета «Практикум по математике» составлена в соответствии с учебным планом. Данный курс систематизирует содержание учебных предметов Алгебра и Геометрия и служит подготовительной базой для учащихся 7-8 класса при подготовке к государственной итоговой аттестации. Рабочая программа разработана на основе учебно-методического пособия «Математика подготовка к ОГЭ», издательства «Легион» под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Калабухова. Характерной особенностью данного элективного учебного предмета является систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепление и развитие умений и навыков по основным темам. Курс предполагает теоретические и практические занятия. Особое внимание будет уделено изучению критериев оценивания и оформлению решения и ответа в каждой задаче. Цели программы: формирование у всех учащихся базовой математической подготовки, составляющей функциональную основу основного общего образования. Задачи программы: систематизировать знания и умения, необходимые для применения в практической деятельности, а также для продолжения образования, проверяемые в ходе проведения ОГЭ; формировать устойчивые навыки в решении задач базового уровня, обеспечить целенаправленную подготовку учеников к итоговым испытаниям; совершенствовать умение выполнять задания на заданную тему, отработка вычислительных навыков; проводить систематическую коррекционную работу с учащимися с низким уровнем способностей к усвоению учебного материала; рассмотреть основные типы задач, входящих во вторую часть КИМов ОГЭ для учащихся, желающих подготовиться более тщательно, имеющих достаточно знаний для усвоения более трудного материала по алгебре и геометрии. На занятиях по математике учащиеся учатся ясно мыслить и четко высказывать мысли, работать по различным алгоритмам, использовать математический язык для краткой и лаконичной записи рассуждений, творческому мышлению, умению применять теоретические знания по математике в различных жизненных ситуациях. Рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели (1 час в неделю). Рабочая программа ориентирована на повторение содержательно-методических линий учебного предмета «Математики» за 5-8 класс: алгебраические выражения, функции, уравнения и неравенства, и геометрии. Рабочая программа составлена с учётом особенностей классов. В 8-х классах 43 учащихся, из них 31 с низким уровнем способностей к усвоению учебного материала, 5 учащихся показывают средние результаты. Таким образом, большая часть учащихся нуждается в занятиях с целью устранения трудностей в изучении математики, также имеются учащиеся, которым необходимы индивидуальные занятия, так как данные учащиеся потенциально могут показать высокие результаты на ОГЭ. Информационный материал подобран с учётом особенностей класса, сочетается с активными формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень знаний и умений, необходимых для успешной сдачи экзаменов. В результате изучения курса учащиеся должны уметь: - точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения; - применять изученные алгоритмы для решения задач, уравнений, систем уравнений, неравенств, систем неравенств; - уметь отличать экзаменационные задания различных типов и выполнять эти задания за определенное время: с кратким ответом (задания типа 1-20 базового уровня), с развернутым ответом (21-24 – повышенного уровня сложности, 25-26 высокого уровня сложности); - выработать стратегию подготовки и сдачи ОГЭ в соответствии с целями, которые учащиеся ставят перед собой; - уметь оценивать свою экзаменационную работу по следующим параметрам: общее число правильно решенных заданий, типы заданий и количество баллов за каждое задание, уровень сложности (базовый, повышенный). №/п 1 2 3 4 5 В ходе занятий курса используются следующие методы, приёмы и формы работы: лекции учителя с различными видами заданий; составление обобщающих таблиц и опорных схем; самостоятельная работа учащихся; самостоятельный отбор материала; работа в группах; работа с пакетами КИМов. Учебно-тематический план Тема раздела Кол-во часов Вычисления и преобразования. 10 Уравнения и неравенства. 5 Функции. 5 Геометрия. 10 Учебно- тренировочный тест ОГЭ 4 34 ИТОГО Содержание материала Введение. Кодификатор ОГЭ, спецификация ОГЭ, структура и содержание КИМов, критерии оценивания, демоверсия. Вычисления и преобразования. Действия с натуральными числами. Действия с десятичными дробями. Процент. Нахождение процента от числа. Положительные и отрицательные числа. Арифметические действия с ними. Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми и разными знаменателями. Смешанные числа. Умножение и деление обыкновенных дробей. Степень с целым показателем. Свойства степени. Преобразование алгебраических выражений. Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств. Линейные, квадратные, рациональные уравнения и неравенства. Анализ практической ситуации, приводящей к неравенству. Метод интервалов. Системы уравнений и неравенств. Функции. Чтение графиков, изображающих изменение некоторой величины в зависимости от времени, температуры, скорости движения и т.п. Построение графиков функций, заданной формулой. Геометрия. Признаки параллельных прямых. Решение прямоугольного треугольника. Признаки треугольников. Описанная и вписанная окружности треугольника. Учебно-методическое обеспечение программы. 1. Примерная программа основного общего образования. 2. Учебно-методическое пособие «Математика подготовка к ГИА-9», издательства «Легион» под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Калабухова. 3. Алгебра 8. Тематические тестовые задания к итоговой аттестации / Ю.А. Глазкова, М.Я. Гаиашвили. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. 4. Алгебра 8: Учебник для общеобразовательных учреждений. Ш.А Алимов, Ю.М Колягин и др. – М.: «Просвещение», 2013. 5. Геометрия 7-9: Учебник для общеобразовательных учреждений. Л.С Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: «Просвещение», 2013. Материалы, размещенные на сайтах. -Математика. Открытый банк заданий ГИА 2014. http://www.mathgia.ru, www.fipi.ru; - документы, регламентирующие разработку КИМов для государственной итоговой аттестации по математике 2014г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы); - перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзамену. - www1.ege.edu.ru/ -www.alleхlarin.ru - http://sdamgia.ru/ № п/п Тема Колво часо в Оборудование Виды учебной деятельности 1. Вычисления и преобразования (24 часов) Распечатки заданий Повторение арифметических действий, из Открытого банка сочетая устные и письменные приёмы заданий (учебно – тренировочные задания http://www.fipi.ru, базовый уровень). сдам ОГЭ 1-3 Арифметические действия. 3 4-6 Преобразование буквенных выражений. 3 Учебнометодические пособия Вычисление значений числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования; работа с формулами (учебно – тренировочные задания – повышенного уровня). 7-8 Решение простейших текстовых, практикоориентированных задач. 2 Распечатки заданий c портала www.alleхlarin.ru Решение задач на проценты, смеси и сплавы, движение, работу, простейшие практико-ориентированные задачи (учебно – тренировочные задания повышенного уровня). 9-11 Уравнения. 3 12-14 Неравенства. 3 Формы промежуточного контроля 2. Уравнения и неравенства (18часов) Распечатки заданий Повторение способов решения c портала рациональных, иррациональных www.alleхlarin.ru уравнений, уравнений с модулем (учебно –тренировочные задания –базовый уров.). Учебнометодические пособия Решение рациональных, иррациональных неравенств. Тест 15-16 Системы уравнений и неравенств. 2 17-18 Диаграммы и графики. 2 19-21 Функции, их графики и свойства. 3 22-24 Параллельные прямые и углы. Вычисление элементов прямоугольного треугольника. 3 25-27 Вычисление элементов прямоугольного четырёхугольника. 3 Распечатки заданий из Открытого банка заданий http://www.fipi.ru, сдам ОГЭ Решение систем уравнений, и неравенств (учебно – тренировочные задания). 3. Функции (11часов) Распечатки заданий Чтение графиков, изображающих c портала изменение некоторой величина в www.alleхlarin.ru зависимости от времени, температуры, скорости движения и т.п. ( учебно – тренировочные задания). Распечатки заданий из Открытого банка заданий http://www.fipi.ru, сдам ОГЭ Построение графиков изученных функций по графику, определять свойства функции ( учебно – тренировочные задания - повышенного уровня). 4. Геометрия (25часов) УчебноПовторение видов углов, образованных методические параллельными прямыми. пособия Решение прямоугольного треугольника. Вычисление элементов прямоугольного треугольника, его углов, сторон (учебно – тренировочные задания). Тесты из Открытого банка заданий www.fipi.ru, сдам ОГЭ Решение прямоугольного четырёхугольника. Вычисление элементов прямоугольного четырёхугольника, его углов, сторон (учебно – тренировочные задания). Тест 28-30 Площади плоскости. фигур на 3 Тесты из Открытого банка заданий www.fipi.ru, сдам ОГЭ Вычисление площадей плоских фигур (учебно – тренировочные задания повышенного уровня). 31-32 Вычисление элементов окружности и касательных к окружности. 2 Учебнометодические пособия Решение задач на нахождение расстояний между прямыми, между прямой и плоскостью (учебно – тренировочные задания). 33-34 Решение учебнотренировочного теста. 2 Распечатки заданий c портала www.alleхlarin.ru Тест