ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Индивидуальные занятия по курсу «Путь к успеху-гимнастика ума» разработаны для обучающихся с ОВЗ и детьми-инвалидами сроком на 4 года для начальной школы, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса, на основе документов регламентирующих работу с детьми с ОВЗ: Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26). Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 17 июля 2015 г.). Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Общая характеристика программы. Индивидуальные занятия по курсу «Путь к успеху-гимнастика ума» для обучающихся с ОВЗ и детьми-инвалидами 1-4 классов является составной частью образовательной программы школы, разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для детей с ОВЗ и детьми инвалидами. Дети с ОВЗ и инвалиды особенно нуждаются в целенаправленном обучении и особой поддержке. Актуальность программы заключается в том, что обычно взрослые сосредоточивают свои усилия только на тренировки детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Но необходимо учитывать, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но и чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо, прежде всего, в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным. Учебный план образовательной школы включает в себя часы коррекции личностной, коммуникативной и познавательной деятельности. Тематический план программы направлен на коррекцию и развитие эмоционально – волевой сферы, коммуникативных УУД, высших психических функций обучающихся. В данной программе используются упражнения и игры, направленные на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных и личностных навыков, а также развитие моторики, памяти, внимания, саморегуляции. Обучающиеся с ОВЗ часто испытывают сложности при установлении контакта с собеседником, при необходимости передать или принять информацию. Такие умения нужны в обучении, профессиональном становлении, личном общении. Содержание плана будет последовательно реализовываться по четырем учебным четвертям. Для контроля результатов предлагается в начале и конце учебного года проводить психодиагностику. Главной целью программы является формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка с ОВЗ, создания условий для оптимизации его психического и эмоционального развития. Задачи программы: выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; формирование эмоционально-волевой регуляции; создание условий для развития самопознания, саморегуляции и личности в целом; формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться, поддержать беседу, диалог; коррекция познавательной деятельности и высших психических функций; коррекция мотивации к учебной деятельности; отслеживание динамики развития детей с ОВЗ. Методы: методы социально-психологического тренинга; коммуникативные методы обучения: дискуссия, диалог, беседа; методы анализа конкретных ситуаций; имитационно-ролевые методы обучения: ролевая игра, тестирование, элементы аутотренинга; метод «мозгового штурма». Эти формы работы предполагают как индивидуальные, так и групповые занятия с детьми. Структура программы включают в себя следующие разделы: 1. Личность: раздел направлен на осознание обучающимися своих личностных особенностей и оптимизацию отношения к себе; 2. Деятельность: осознание себя в системе учебной деятельности; 3. Общение: осознание себя в системе отношений с другими людьми. Планируемые результаты. При освоении программы обучающиеся с ОВЗ: получат навыки эффективной коммуникации и сотрудничества; разовьют навыки эмоционально-чувственного восприятия; научатся приемам саморегуляции; разовьют навыки самоанализа и адекватной самооценки; получат опыт работы по достижению положительной учебной мотивации; изучат способы развития высших психических функций; получат навыки социальной адаптации. Классификация развивающих методик (психотехник, игр, упражнений, приемов, процедур), используемых в программе: традиционные обучающие приемы; ритуалы знакомства, представления, прощания; приемы сосредоточения, фокусировки, настройки; техники релаксации; психотехники самооценки и взаимооценки; упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию; экспрессивные техники (приемы самовыражения); развивающие — тренировочные упражнения; игра Формы контроля. Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся. Текущий: - рефлексия в ходе выполнения заданий. Итоговый: - тестирование; - практические задания; - творческие работы обучающихся; - самооценка и самоконтроль. Форма коррекционно-развивающей работы: внеурочная. Объем нагрузки: 1 занятие в неделю, продолжительность занятия 20-30 минут. Материально-техническое обеспечение: учебно-методический материал (методики для диагностики и для проведения психокоррекционной работы по отдельным направлениям); мебель и оборудование (столы и стулья; шкаф для пособий и методик; рабочие места для детей, доска); технические средства обучения (ПК); набор материалов для детского творчества (цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей, ножницы, скотч и т.д.). План работы с обучающимися с ОВЗ. № п/п Период Направления работы 1 сентябрь, май. Диагностика познавательной, эмоциональноволевой сферы личности. 2 октябрьапрель Коррекционноразвивающая деятельность. Содержание работы Ожидаемые результаты 1. Беседа или проективная методика для установления контакта с ребенком. 2. Исследование познавательных процессов (память, внимание, мышление). 3.Исследование особенностей эмоционально-волевой сферы, самооценки. 4. Общие выводы. 5.Психологопедагогические рекомендации. Реализация программы Сравнительный анализ изменения уровня развития изучаемых УУД. При освоении программы обучающиеся с ОВЗ: получат навыки эффективной коммуникации и сотрудничества; разовьют навыки эмоционально- 3 октябрьапрель Консультативная деятельность. 4 октябрьапрель Информационнопросветительская деятельность. Консультирование участников образовательного процесса по вопросам, касающимся реализации программы и сопровождению детей с ОВЗ по запросу. Информирование участников образовательного процесса о ходе и результатах реализации программы. чувственного восприятия; научатся приемам саморегуляции; разовьют навыки самоанализа и адекватной самооценки; получат опыт работы по достижению положительной учебной мотивации; изучат способы развития высших психических функций; получат навыки социальной адаптации. Формирование у участников образовательного процесса потребности в психологопедагогических знаниях и их использовании. Повышение психологической грамотности и культуры участников образовательного процесса, знакомство с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития детей с ОВЗ. Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ в 1 классе № 1 Разделы Личность КолТема занятий Колво во часов часов 1. Вводное занятие. Знакомство 1 9 (ролевая игра с мягкой игрушкой Зайчик Ушастик; пальчиковая гимнастика, упражнение на внимание «Сделай так, если…») 2. Мой портрет (рисунок «Автопортрет», ответы на вопросы, 1 упражнение на воображение «Страна зайчиков», упражнение 2 3 Деятельно сть Общение 8 9 на развитие мышления «В каком доме живет зайчик?») 3. Мое имя (рисунок «Визитная карточка», стихотворение «Мое имя», упражнение на развитие памяти: карточки «Волшебная пропажа») 4. Мои чувства (схематические рисунки чувств, анализ рисунка, упражнение на развитие логики «Заполни пустую клеточку») 5. Учимся менять свое настроение (рисунок «Художник Тюбик», «Мусорное ведро», упражнение на внимание «Нарисуй отражение» ) 6. Я глазами других (рисунок «Каким меня видят другие люди», упражнение на развитие моторики «Нарисуй ежика двумя руками») 7. Снимаю напряжение (упражнение «Что с тобой?», способы снятия напряжения, упражнение «Муха», упражнение «Свеча», пальчиковая гимнастика) 8.Мой темперамент (работа с рисунками темперамента, задание «Раскрась картинку», задание «Выясни темперамент друга», развиваем логическое мышление) 9.Мои черты характера (задание «Раскрась», задание «Черты характера», упражнение «Мои желания, развиваем мышление) 1. Я умею управлять собой (упражнение-рассуждение «Кто такой дрессировщик», упражнение «Умею остановиться», упражнение «Будь внимательным!» 2. Я умею выполнять требования взрослых (игра на развитие памяти «Действуй по инструкции», упражнение «Продолжи предложение» 3. Мои обязанности в мире взрослых (задание «Кто Я», рисунок «Моя семья», развиваем моторику) 4. Я умею преодолевать трудности (ролевая гимнастика на развитие моторики, упражнение-обсуждение «Как я умею справляться с трудностями», упражнение на внимание «Сумей понять», «Тихо») 5. Я умею слушать других (ролевая гимнастика «Изобрази животное», упражнение-обсуждение «Слушать и слышать», рисунок по инструкции) 6. Я умею учиться у ошибки (работа со сказкой «Чему может научить ошибка» - развиваем внимание и мышление) 7. Я умею быть доброжелательным (упражнение «Найди хорошее в любом человеке», упражнение «Волшебные слова») 8. Я умею договариваться (рисунок «Моя страна», работа со сказкой, упражнение по клеткам «Действуй по инструкции») 1. Общение (упражнение «Интонация», игра «Иностранец», упражнение «Мимика», задания на внимание) 2. Взаимоуважение (упражнение «Придумай имя животному», игра «Тише, Танечка, не плачь», игра «Узнай причину грусти», задание на развитие внимания «Что изменилось») 3. Секреты общения (работа с загадками про пса и кота, работа с черно-белой иллюстрацией кота и пса, игра «Мимика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 и жесты», игра «Интонация», игра «Успокой кисоньку», игра «Вежливые слова», релаксация «Музыка леса», рисунок) 4. Я слушаю (работа со сказкой «Путешествие собаки», развиваем мышление «Что больше?», упражнение «Эмоции зайки», игра «У оленя дом большой», упражнение «Чувства бельчат», «Помощь в беде», рисунок «Мой хороший поступок») 5. Я умею слышать (работа со сказкой, упражнение «Кто умеет слышать», упражнение «Отрабатываем навыки») 6. Настроение (упражнение «Состояние человека», игра «Изобрази маску», рисунок «Многоцветик настроения», релаксация «Звуки леса», развиваем слуховую память) 7. Поступки и общение (задание «Расскажи о еже», упражнение «Внимание к окружающим людям», работа с рассказом «Так будет справедливее», разыгрывание ситуаций развиваем моторику «Еж двумя руками») 8. Можно и не ссориться (обсуждение вопросов о ссорах и драках, упражнение «Разыгрываем ситуации», способы снятия напряжения) 9. Я учусь решать конфликты (игра «Изобрази смелого и трусливого животного», работа со сказкой, упражнение «Этот конфликт?», упражнение «Придумай конфликт», тренируем внимание) 1 1 1 1 1 1 Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ во 2 классе № Разделы 1 Личность 2 Деятельно сть КолТема занятий во часов 1. Вводное занятие. Знакомство 9 (путешествие во внутреннем мире с помощью сказочных героев, задание на развитие восприятия, мышления «Поиск девятого», задания н6а развитие памяти, воображения, внимания, восприятия, упражнение на релаксацию «Звуки леса») 8 2. Мой портрет (рисунок «Автопортрет», упражнение «Какой Я?», работа с положительными качествами, незаконченные предложения, упражнение «Цыганка», работа со сказкой, рисунок по сюжету) 3. Мое имя (игра «Имя превратилось», «Ласковое имя», рисунок «Планета моих увлечений и достижений»,упражнение на развитие памяти: карточки «Волшебная пропажа») 4. Мои чувства (схематические рисунки чувств, игра «Азбука настроений», анализ рисунка, упражнение «Чувствавоспоминания», задание «Сочини рассказ», рисунок «Мое настроение») 5. Учимся менять свое настроение (работа с отрицательными и положительными чувствами, упражнение «Поменяй мысли»,упражнение «Мусорное ведро», рисунок для изменения настроения «Подарок» ) 6. Я глазами других (неоконченные предложения: мои родители (учителя, друзья) думают, что я…, упражнение на развитие моторики «Нарисуй паровозик двумя руками», развиваем логическое мышление «Раскрась фигуры») 7. Снимаю напряжение (упражнение «Прогоняем страх», рассказ «Ночные страхи», рисунок «Мой страх – Победа над страхом» способы снятия напряжения, упражнение «Муха», упражнение «Сосулька», релаксация «Звуки моря») 8.Мой темперамент (работа с рисунками темперамента, задание «Раскрась картинку», задание «Выясни темперамент друга», развиваем мышление) 9.Мои черты характера (задание «Раскрась», задание «Черты характера», рисунок «Мои желания», упражнениерелаксация «Волшебная чаша», развиваем мышление) 1. Я умею управлять собой (упражнение «Учимся говорить «нет!», рассказ «Когда трудно сказать «нет!», разыгрывание рассказа с разной интонацией, развиваем сообразительность) 2. Я умею выполнять требования взрослых (создание рисунка по инструкции, запиши ответы на вопросы, графический диктант – напиши и продолжи) 3. Мои обязанности в мире взрослых (задания «Моя семья», Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 Общение 9 упражнение «Ладошка обязанностей по дому», задания на развитие логики «Засели жильцов», ответь на вопросы) 4. Я умею преодолевать трудности (упражнение «Издай звук животного, если…», упражнение «Крылатые качели», задание «Копилка трудностей», рисунок «Трудные ситуации второклассника») 5. Я умею слушать других (упражнение «Слушаем и рисуем», слушай и отвечай на вопросы «Что придумал Сережа?», упражнение-релаксация «Рисуем картинки в уме») 6. Я умею учиться у ошибки (игра «Изобрази предмет», упражнение «Помоги Сереже», работа со сказкой «В одном лесу жила-была…», рисунок по сюжету) 7. Я умею быть доброжелательным (игра «Аналогии», «Шифровальщики», упражнение «Золотой ключик», упражнение «Чистое сердце», работа со сказкой про гусеницу, рисунок по сюжету сказки) 8. Я умею договариваться (неоконченные предложения, упражнение «Интервью», упражнение «Я умею договариваться с…»; развиваем сообразительность) 1. Общение (упражнение «Интонация», рассуждение на тему «общение», тест-игра, неоконченные предложения, развиваем сообразительность) 2. Взаимоуважение (упражнение «Лишние слово», «Отгадай качество», «Мягкое сердце», беседа «Собираем добрые слова», «Скажи зайчику добрые слова», упражнение «Муха», развиваем внимание и наблюдательность «Найди на предмет на букву «М») 3. Секреты общения (правила общения, правила приветствия, карточки с заданиями-ситуациями, развиваем воображение «Укрась слово») 4. Я слушаю (упражнение «Прислушайся к себе», игра «Выполни движения», «Перескажи текст», «Слушай и отвечай на вопросы», упражнение-релаксация) 5. Я умею слышать (игра Угадайка», неоконченные предложения, упражнение «Психологическая загадка», рисунок «Ладошка», «Мы похожи – мы отличаемся», сказка «Туча», рисунок по сюжету сказки) 6. Настроение (рисунок «Мое настроение», упражнение «Эмоции», игра «Угадай эмоцию», игра «Изобрази эмоцию», упражнение «Поставь балл эмоции») 7. Поступки и общение (игра «А вам слабо?», игра «Мне нравится, что я…, что он…, упражнение «Самое, самое», методика «Моя вселенная моих поступков») 8. Можно и не ссориться (неоконченные предложения, способы снятия эмоционального раздражения, отдых под музыку, рисунок образов после услышанной музыки) 9. Я учусь решать конфликты (неоконченные предложения, сказка про дружбу, рисунок по сюжету, развиваем восприятие и наблюдательность «Сосчитай поскорее») 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ в 3 классе № Разделы Колво часов Тема занятий 1 Личность 9 1. Вводное занятие. Знакомство (путешествие по сказке, игра «Ассоциации», развитие мышления игра «Поиск девятого», развиваем внимание лабиринт по типу «Муха, развиваем память и воображение) 2. Мой портрет (игра «Интонация», рисунок «Я – третьеклассник», игра «Я соскучился по…», упражнение «Письмо о себе», игра «Ярмарка достоинств», задание «Что интересно третьекласснику?», рассуждение «Если бы не бело на свете школ?», релаксация «Вверх по радуге) 3. Мое имя (упражнение «Имя и качества на буквы имени», упражнения «Мои мысли, желания, возможности», развиваем мышление) 4. Мои чувства (упражнение «Интонация», рассуждение «Мои чувства вчера и сегодня», упражнение «Какое чувство ты испытываешь?», рисунок-ассоциация – грусть, спокойствие, радость, упражнение «Выбери персонажей и сочини сказку») 5. Учимся менять свое настроение (домашние занятия с помощью мимики и жестов», работа со сказкой «Цветиксемицветик», упражнение «Волшебный компот», «Царевна Несмеяна», развиваем быстроту реакции) 6. Я глазами других (неоконченные предложения: «родители считают, что я в школе…; учитель считает, что я дома…», упражнение «Мама выбирает для меня качества», задание на сообразительность) 7. Снимаю напряжение (упражнение «Черная рука – белая рука», «Разозлись – одумались», закончи предложение про гнев, работа со сказками «Гнев дружит со страхами», «Гнев дружит с обидой», способы снятия напряжения, упражнение «Муха», упражнение «злость на бумагу», релаксация «Звуки природы») 8.Мой темперамент (работа со сказочными героями по вопросу темперамент, развиваем наблюдательность, развиваем моторику – рисунок двумя руками) 9.Мои черты характера (работа со сказочными героями по вопросу характер и способности, рисуем двумя руками, отвечаем быстро на вопросы, продолжи фразу, сочини сказку) 1. Я умею управлять собой (игра «родитель, учитель, уче6ник», упражнение «Мешок хороших качеств», упражнение «Существо по имени лень», работа со сказкой «О ленивой звездочке», пальчиковая гимнастика, рисунок по сюжету сказки) 2. Я умею выполнять требования взрослых (создание рисунка по инструкции, запиши ответы на вопросы – явления погоды, графический диктант – напиши и продолжи, 2 Деятельно сть 8 Колво часо в 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 Общение 9 релаксация «Звуки леса») 3. Мои обязанности в мире взрослых (схема-рисунок «Мои обязанности дома», «Мой режим дня», задание «Сегодня, вчера и завтра», развиваем воображение «Я в будущем») 4. Я умею преодолевать трудности (игра «Какой я молодец…, упражнение «Мои трудности», упражнение «Способы преодоления трудностей», развиваем внимание «Муха», развиваем логическое мышление «Продолжи числовой ряд») 5. Я умею слушать других (упражнение «Слушаем и двигаемся», упражнение «Слушаем и отвечаем», упражнение «Слушаем и определяем», релаксация «Происхождение камушка») 6. Я умею учиться у ошибки (методика «Исправь ошибки», развитие слухового внимания «Найди ошибки», неоконченные предложения, игра «Школа на планете «Наоборот») 7. Я умею быть доброжелательным (упражнение «Добро желать», притча о змее, пальчиковая гимнастика, рисунок к притче, игра «Тух-тиби-бух», упражнение «Смена настроения», способы снятия агрессии) 8. Я умею договариваться (игра «Чувство и мимика», игра «Собери картинку», упражнение «Я умею договариваться», работа со сказкой «Чтобы тебя любили», пальчиковая гимнастика, рисунок по сюжету сказки) 1. Общение (упражнение «Интонация», рассуждение на тему «общение с помощью…», игра «Изобрази без слов», релаксационное упражнение и направленное воображение) 2. Взаимоуважение (упражнение «Предложи свою помощь», упражнение «Направленное воображение», пальчиковая гимнастика, рисование историй) 3. Секреты общения (правила общения, качества дружбы, упражнение «Волшебство слов», игра «Приветствие без слов», разбор ситуаций, пальчиковая гимнастика, рисунок «Мой друг») 4. Я слушаю (игра «Если да, то…», продолжи фразу «Я слушаю тогда, когда…», упражнение «Слушай и перескажи», «Слушай и повтори», графический диктант) 5. Я умею слышать (упражнение «Слушать и слышать», тест «Умеете ли вы слушать», игра «Испорченный телефон», игра «Пойми меня», развиваем наблюдательность) 6. Настроение (упражнение «Настроение вчера, сегодня, завтра», сочиняем сказку «Цветок радости», развиваем быстроту реакции) 7. Поступки и общение (игра «Пойми меня», работа с пословицами, развиваем воображение «Сочини сказку») 8. Можно и не ссориться (упражнение «Чувства-ассоциации, игра «Изобрази ситуацию», рассуждение «Чувства во время ссоры и драки», неоконченные предложения, история про одного мальчика, пальчиковая гимнастика, рисунок по сюжету) 9. Я учусь решать конфликты (игра «Обрадовался встрече», упражнение «Спасибо тебе за…», задание «Кто лишний», упражнение «Что такое сотрудничество», работа со сказкой, пальчиковая гимнастика, рисунок к сюжету сказки) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ в 4 классе № Разделы Колво часов Тема занятий 1 Личность 9 1. Вводное занятие. Знакомство (путешествие по сказке, рисунок на воображение, развиваем мышление, игра «Аукцион», упражнение «Ассоциации», развиваем восприятие, ориентирование, внимание) 2. Мой портрет (игра «Летом», упражнение «Опиши себя», упражнения «Мои изменения», упражнение «Позитивные и негативные изменения», работа со сказкой «Митькина жизнь», рисунок по сюжету сказки) 3. Мое имя (игра «Роли», упражнение «Мои качества в имени», арттерапевтическое упражнение «Что в имени моем» - рисунок имени, работа со сказками) 4. Мои чувства (игра «Изобрази эмоцию», игра «Сумка», упражнение «Случай из детства», развиваем внимание, релаксация «Звуки природы») 5. Учимся менять свое настроение (задание «Я обижаюсь, когда…», разыгрывание ситуаций, рисунок «Обида», развиваем наблюдательность) 6. Я глазами других (неоконченные предложения «Мои друзья думают, что я…, игра «Что звучит обидно?, упражнение «Ясообщение», упражнение «Тайная радость и общая радость», коллаж «Радость глазами других» ) 7. Снимаю напряжение (пальчиковая гимнастика, упражнение «Письмо обидчику», упражнение «Расслабление-напряжение», релаксация «Звуки леса», рисунок) 8.Мой темперамент (упражнение «Мел, Сан, Флег, Хол», рисунок «Мел, Сан, Флег, Хол в школе», развиваем зрительную память) 9.Мои черты характера (упражнение «Положительный и отрицательный характер», игра «Оценивание характеров», упражнение «Черты характера», упражнение «Детские качества», игра «Три заветных желания», рисунок «Я в будущем») 1. Я умею управлять собой (игра «Мои способности и мои интересы», упражнение «Мой любимый герой», упражнение «Выбор пути», рисунок «Мои способности в будущем», развиваем наблюдательность) 2. Я умею выполнять требования взрослых (создание рисунка по инструкции, развиваем послепроизвольное внимание «Быстро ответь на вопросы», придумай сказку, задание «Исключи лишнее») 3. Мои обязанности в мире взрослых (игра «Не выходя из комнаты», игра «Радиопередача», схема-рисунок «Мои обязанности дома», «Мой режим дня», упражнение «Чужие рассказы», развиваем слуховую память ) 4. Я умею преодолевать трудности (упражнение «Маленькая 2 Деятельно сть 8 Колво часо в 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 Общение 9 страна», упражнение «Избавление от вредных привычек», работа с поговоркой, релаксация «Вверх по радуге») 5. Я умею слушать других (упражнение «Слушай и отвечай на вопросы», упражнение «Слушай и перескажи», упражнение «Слушай и повтори», релаксация «Звуки природы») 6. Я умею учиться у ошибки (методика «Исправь ошибки», развитие слухового внимания «Найди ошибки», развиваем моторику «Рисование вслепую») 7. Я умею быть доброжелательным (упражнение «Скажи комплимент», составляем «Словарики комплиментов», задание Лесть и комплимент», обсуждение пословицы, рисунок «Комплимент») 8. Я умею договариваться (упражнение «Взаимопомощь, взаимодействие, взаимопонимание», упражнение «Что нужно делать», развиваем быстроту реакции и внимание) 1. Общение (упражнение «Обмен информацией разными способами», задание на развитие воображения, задание на развитие языкового общения, упражнение «общение жестами», гимнастика, упражнения «Значение жестов», «Общение и мимика») 2. Взаимоуважение (работа со стихотворением «Удивительная история», работа по карточке «Зайка в лабиринте», игра «Мячик ласковых слов», развиваем воображение, внимание) 3. Секреты общения (вспоминаем правила общения, упражнения «Мои качества дружбы», продолжи предложение «Я люблю общаться с…», Мое лучшее качество…», развиваем быстроту реакции и внимание) 4. Я слушаю (игра «Если да, то…», упражнения «Слушай и отвечай», «Слушаю и выполняю», «Слушаю и рисую») 5. Я умею слышать (упражнения «Не разбуди», «Интерес к внутреннему миру», «Иголки», работа со сказкой «Парковая роза», рисунок по сюжету сказки) 6. Настроение (упражнения «Отгадай загадку», «Инсценирование», игра «Мячик ласковых слов», развиваем мышление, развиваем внимание «Лабиринт», релаксация «Отдых под музыку») 7. Поступки и общение (игра «Кто это?», упражнения «Что такое симпатия?», «Симпатия и дружба», работа со сказкой «Жила-была девочка», рисунок по сюжету сказки) 8. Можно и не ссориться (работа с высказыванием, разыграть ситуацию, упражнение «Компромисс и сотрудничество», продолжи предложение «Я обижаюсь, когда…», рисуем обиду) 9. Я учусь решать конфликты (игра «Вежливые слова», разбираем ситуации, обсуждение рассказа «Синие листья», проигрывание ситуаций, рисунок «Цветопись настроения», упражнение «Регулирование состояния») 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Список литературы 1. Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". - М: ГЕНЕЗИС, 2003. 2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения» - М.: «Ось», 2000. 3. Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2000. 4. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога.— М.: Школьная Пресса, 2006. — 80 с. - (В помощь специалисту); («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 31). 5. Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". - М.: Цитадель, 1999. 6. Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007. 7. Григорьева Т.Г. «Основы конструктивн6ого общения». – М.: 1997. 8. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997. 9. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2003. 10. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994. 11. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004. 12. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". Ростов-на-Дону "Феникс", 2008. 13. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006. 14. Карандашев В.Н., Лисянская А.С., Крылова Т.А. «Курс комплексного развития младшего школьника. Программа, занятия, дидактические материалы». – Волгоград: «Учитель», 2010. 15. Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "ACT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009. 16. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997. 17. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 18. Коротаева Е.В. «Хочу, могу, умею». – М.: КСП, 1997. 19. Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001. 20. Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия". - ПИЕТР, 2009 21. Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995. 22. Любимова Т. Е. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". - Чебоксары: "КЛИО", 1994. 23. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М.: 1997. 24. Павлова М.А. «Психогимнастические упражнения для школьников: разминки, энергизаторы, активаторы – Волгоград: «Учитель», 2008. 25. Прутченков А. С. "Свет мой, зеркальце, скажи". - М.: Новая школа, 1996 26. Ромашкова Е. И. "Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе". Владимир, 1997. 27. Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ГЕНЕЗИС, 2007. 28. Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000. 29. Слободяник Н.П. «Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы». – М.; Айрис-пресс, 2004. 30. Слободяник Н.П. «Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. Практическое пособие» - М.; Айрис-пресс, 2004. 31. Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: развитие познавательных способностей у младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов» - Ярославль: «Академия развития», 2004. 32. Трошихина Е.Г. «Тренинг развития жизненных целей». – С-Пб: Речь, 2001. . ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ 33. Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.ph 34. Газета "Школьный психолог 35. "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I 36. "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru Критерии и методы оценки УУД Методики УУД Критерии оценивания Сроки Классы проведения Беседа о школе (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина) Прогрессивные матрицы Дж. Равена исследование способностей воспринимать абстрактные формы «Зрительно– моторный гештальт-тест» Л. Бендер - выявление степени развития структурных зрительно-моторных функций Личностные УУД: самоопределение внутренняя позиция школьника сентябрь, май Познавательные УУД Анализ объектов с сентябрь, целью выделения май признаков; синтез; сравнение; аналогия 1 – 4 кл. Регулятивные УУД: Принятие задачи сентябрь, Умение принимать май задачу, сохранять и выполнять с интересом. Осуществление постоянного планирования. Умение осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания; умение мобилизовать силы и энергию на преодоление трудностей. Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения 1 – 2 кл. Планирование Контроль и волевая саморегуляция Коррекция Оценка 1 кл. 2 кл. действий; умение адекватно реагировать на ситуацию успеха и неудачи Тест Тулуз-Пьерона Регулятивные УУД: волевая - исследование саморегуляция особенностей внимания, работоспособности сентябрь, Умение май мобилизовать силы и энергию на преодоление трудностей. Динамические скорость особенности психической деятельности (восприятия, переработки информации, формирования и осуществления двигательного ответа). Переключение Точность внимания; объем внимания; оперативная память; визуальное мышление; личностные особенности (исполнительность, ответственность, тревожность или, напротив, беспечность, расслабленность, инфантильность). Регулятивные УУД: Умение сентябрь, Проба на внимание Контроль и волевая (П.Я. Гальперин и осуществлять май С.Л. Кабыльницкая) саморегуляция актуальный контроль на уровне произвольного внимания Личностные УУД: сентябрь, Методика Развитие ЯНаличие адекватной май самооценки «Дерево» (Дж. и Д. концепции и самооценки и самооценки личности Лампен, модиф. Л.П. уровня притязаний, Пономаренко) и принятие себя как личности. Определение Личностные УУД: Осознание сентябрь, 1 – 4 кл. 2 - 4 кл. 1 - 4 кл. 1 - 2 кл. эмоционального уровня самооценки (1, 4, 6 субтест) (А.В. Захарова); Задание «Рукавички», «Раскраска», «Совместное рисование» (Г.А. Цукерман) Развитие Ясобственной концепции и ценности; самооценки личности склонность к эгоцентризму Коммуникативные Умение УУД: договариваться, коммуникация как находить общее кооперация решение, умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий Личностные УУД: Наличие адекватной самооценка самооценки и притязаний Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн. Познавательные Школьный тест УУД умственного Логические УУД развития (ШТУР) Общеучебные УУД май сентябрь, май 1 – 4 кл. сентябрь, май 3 - 4 кл. Анализ объектов; сентябрь, построение май логической цепи рассуждения; установление сходств и различий; выявление закономерностей построения рядов данных; выбор оснований и подбор критериев для сравнения, сериации, классификаций объектов. Структурирование знаний; смысловое чтение; выбор наиболее эффективных способов решения задач; осознание и 4 класс Волевая саморегуляция Скорость Точность Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) был разработан словацким психологом Дж. Ваной. Познавательные УУД Логические УУД Общеучебные УУД произвольное построение речевого высказывания в письменной форме. Умение мобилизовать силы и энергию на преодоление трудностей. Динамические особенности психической деятельности (восприятия, переработки информации, формирования и осуществления двигательного ответа) Переключение внимания; объем внимания; оперативная память; визуальное мышление; личностные особенности Анализ объектов; сентябрь, построение май логической цепи рассуждения; установление сходств и различий; выявление закономерностей построения рядов данных; выбор оснований и подбор критериев для сравнения, сериации, классификаций объектов. Структурирование знаний; смысловое чтение; выбор наиболее эффективных способов решения задач; 3 - 4 кл. Волевая саморегуляция Скорость Точность Личностные УУД: Методика Мотивация учебной диагностики мотивации учения и деятельности эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (основан на опроснике Ч.Д. Спилбергер) осознание и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме. Умение мобилизовать силы и энергию на преодоление трудностей. Динамические особенности психической деятельности (восприятия, переработки информации, формирования и осуществления двигательного ответа) Переключение внимания; объем внимания; оперативная память; визуальное мышление; личностные особенности (исполнительность, ответственность, тревожность или, напротив, беспечность, расслабленность, инфантильность). Сформированность сентябрь, мотивации учения и май. эмоционального отношения к учению; уровень развития познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности 3 - 4 кл.