Дополнительная общеобразовательная программа Юный инспектор движения pdf

Согласованно
Заместитель по УВР
__________ Черемных Н.Н.
«29» августа 2023 г.

Принято
на заседание
педагогического совета
«30» августа 2023 г.

Утверждено
Директор школы
_____________ Лингевич Е.А.
Приказ № 2 от «30» августа» 2023 г.

Дополнительная образовательная
Общеразвивающая программа
«Юный инспектор движения»
(социально-педагогическая направленность)
Возраст участников – 12-15 лет
Срок реализации программы – 1 год

Составил: Егорова К.К.

Асино – 2023 г.

Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 ФЗ от 29.12.2012);
 Концепции развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи""
 Письма Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ);
 Письма Минобрнауки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной
деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с
«Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации
дополнительных общеобразовательных программ»);
 Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
 Правил дорожного движения РФ;
 Федеральной целевой программы «Повышения безопасности дорожного
движения в 2013-2020 годах»;
 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (с изменениями на
3 июля 2016 года) (редакция, действующая с 15 июля 2016 года);
 Сборника «Изучаем ПДД на уроках, часах общения и занятиях ЮИД», Л.П.
Сальникова, Г.Л. Зубкова, 2010 год.
Направленность программы «Юный инспектор движения» по содержанию является социально-гуманитарной; создаются условия для социальной практики ребенка в
его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Новизна программы состоит в том, что важной составляющей здоровье
сберегающей деятельности школы является создание безопасного пространства ребенка,
которое подразумевает обучение детей и подростков безопасному поведению в
повседневной жизни и рациональным действиям в возможных опасных и чрезвычайных
ситуациях.
Дети значительное время находятся в образовательном учреждении, поэтому
именно на школу родители возлагают ответственность за формирование у ребят навыков
культуры поведения на дорогах, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению
здоровья. А ведь именно навыки, сформированные в детстве, перерастают затем в стойкие
привычки.

Актуальность программы: Необходимость создания условий для непрерывного
обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста,
диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и
увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка
перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически
с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали,
объектами дорожного движения. Всем известно, какую опасность для детей представляет
сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч
человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления
— несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного
движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по
улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с
решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного
курса.
Педагогическая
целесообразность программы
объясняется
тем,
что
образовательная программа разработана с учетом современных образовательных
технологий, которые отражаются:
- в принципах обучения – индивидуальность, доступность, преемственность;
- формах и методах обучения – слайд-лекции, практикумы, выполнение проектов,
исследовательская работа, олимпиады
- методах контроля и управления образовательным процессом – тестирование, анализ
результатов конкурсов;
- средства обучения – тетрадь, тесты, видеофильмы, компьютер, мультимедийные
презентации.
Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в
непринужденной обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем
традиционный урок. В атмосфере общего творчества все усваивается намного легче,
поэтому логично устраивать конкурсы рисунков, сочинений, проблемные ситуации.
Конкурсы по агитации дорожно-транспортной безопасности дают возможность детям
проявить свои творческие способности.
Соревнования по фигурному вождению велосипеда с соблюдением правил дорожного
движения дают возможность проявить себя на практике.
В том случае, когда учащийся чувствует себя водителем, отвечающим за положение на
проезжей части дороги, помогает сознательней оценивать поведение пешехода и быть
более требовательным к себе. Причем, знание основ медицинских знаний и умение
оказывать первую медицинскую помощь в аварийной ситуации помогает учащимся
уверенней чувствовать себя в жизни.
Цель и задачи программы:
Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений,
который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника
дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.
Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре
безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.
Программа решает следующие задачи:


сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;

обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;

привитие умения пользоваться общественным транспортом;

ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей,
линий разметки проезжей части;

воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей
части, нарушения правил дорожного движения;

воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также
к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.
Работа кружка проводится в форме теоретических и практических занятий.
Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического
состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от
«простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на
каждом последующем этапе обучения. На каждом занятии органически сочетается
изучение нового и повторение пройденного материала.
Создается актив детей для оказания помощи изучения ПДД во всех классах
начального и среднего звена через агитацию, пропаганду, конкурсы, игры, соревнования.
Отличительные особенности программы: Основная идея курса — формирование
представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на
улицах и дорогах. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на
обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на
дорогах и разработана в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ», «О
безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению
детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения
школьников Правилам дорожного движения.
Возраст детей: Программа курса «Юные инспектора дорожного движения»
предназначена для обучающихся 5-7 классов
Формы занятий: очная
Режим занятий: Общее количество часов в год – 30часов. Количество часов в
неделю – 1 час. Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 1 часу. Каждое занятие
рассчитано на 40 мин.
Ожидаемые результаты.
 1. Изучение Правил дорожного движения.
 2.Получение учащимися необходимых знаний и навыков безопасного поведения на
дороге.
 3. Расширение индивидуальных познавательных интересов детей.
 4. Воспитание обязательного и неукоснительного соблюдения Правил дорожного
движения.
 5. Участие в играх, соревнованиях, конкурсах, агитбригаде, утренниках.
Формы обучения и виды занятий по программе: Программа предполагает как
групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.

Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и
профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию
творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью предусмотрено
использование таких форм проведения занятий:

тематические занятия

игровые тренинги

разбор дорожных ситуаций на настольных играх

экскурсии

конкурсы, соревнования, КВН, викторины

изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного
движения;

выпуск стенгазет

разработка проектов по ПДД

встреча с работниками ГИБДД

просмотр видеофильмов
Способы проверки: Проверка знаний и умений проводится после изучения
каждого раздела в форме тестов, зачетов, соревнований, конкурсов, олимпиад.
Оценивание личностных качеств проводится в процессе участия в практических занятиях
по пропаганде Правил дорожного движения и профилактике детского дорожнотранспортного травматизма.

Формы промежуточной аттестации:
Вводный - проводится на первом занятии и предназначен для проверки
уровня базовых знаний, умений, навыков, соответствующих возрасту
учащегося (опрос).
Текущий - проводится в ходе каждого занятия с целью определения
усвоения знаний и умений по теме (педагогическое наблюдение, опрос,
практическое задание, викторина).
Итоговый - проводится в итоговых мероприятиях с целью определения
уровня развития личности по изучению правил дорожного движения.
Оценочные материалы:
-опрос;
- педагогическое наблюдение;
-практическое задание;
- викторина;

-тестирование;
-участие в соревнованиях и конкурсах
1.Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
 оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения,
соблюдения правил дорожного движения;
 объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих
нравственных ценностей;
 в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения,
делать выбор, как поступить;
 осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной
безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
 определять цель деятельности;
 учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата
деятельности;
 навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в
том числе творческого характера;
Познавательные УУД:
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные
источники информации, свой жизненный опыт;
 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной деятельности;
Коммуникативные УУД:
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой
ситуации;
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы
Выполнение задач стоящих перед программой позволит:
1. Сокращение количества ДТП с участием обучающихся ОО
2. Увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИД

3. Повышение уровня теоретических знаний по ПДД (100 % выполнение
программных требований).
4. Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно
действующий уголок безопасности дорожного движения)
5. Разработать методические рекомендации для классных руководителей по
вопросам профилактики детского дорожно – транспортного травматизма;
6. Внедрить новые инновационные технологии профилактики детского дорожно –
транспортного травматизма;
7. Расширить знания обучающихся об истории правил дорожного движения;
8. Повысить дорожную грамотность обучающихся;
9. Сформировать мотивационно – поведенческую культуру ребенка в условиях
общения с дорогой;
10.
Повысить ответственность детей за свое поведение на дороге.
Учебный план
Формы

В том числе
№
урока

Раздел и тема

часов

Раздел 1: Введение: юные инспектора
2
дорожного движения
Введение.
История
создания
детского
объединения
юных
1.
(
инспекторов движения.
1)
Структура и организация работы
отряда ЮИД. Инструктаж по ТБ.
Обязанности и права юного
2.
(
инспектора движения. Атрибуты
2)
юного инспектора движения.
Раздел 2: Дети и проблемы
2
дорожной безопасности
3.
1)

Современный
(
транспорт – зона
повышенной опасности.

Юные
пешеходы.
Дети
–
4.
пассажиры.
(
Правила поведения в
2)
общественном и индивидуальном
транспорте.
Раздел 3:
Организация дорожного
19
движения
Тема 1. Законы дорожного 3

промежуточно
й
теория

практика

2

-

аттестации/
контроля
Сообщение

1 1

1

2

-

Агитбригада

1

1

11
2

12
1

Тестирование

5.
1)
6.
2)

7.
3)

8.
1)
9.
2)

10.
1)

11.
3)

12.
1)

13.
2)
14.
3)
15.

движения
(история
и
современность)
История и развитие Правил
(
дорожного движения в России.
Первые автомобили.
Участники движения: пешеходы,
водители,
(
пассажиры. Опасные
места в районе проживания
обучающихся.
Дорога, её элементы и правила
поведения на дороге. Общие
(
вопросы порядка движения.
Остановка
и
стоянка
транспортных средств.
Тема 2: Светофор
2
Появление
(
светофора на дорогах.
Виды светофоров.
Сигналы светофоров. Порядок
перехода
(
и проезда улиц и дорог
по сигналам транспортного и
пешеходного светофоров.
Тема 3: Знаки регулировщика
2
Первый жезл регулировщика.
Создание
(
отделов и инспекций
регулирования
ДД.
Знаки
регулировщика.
Тренировка в подаче сигналов
регулировщика.
Решение
(
ситуационных задач.
Компьютерное
тестирование.
Тема 4: Дорожные знаки
4
Назначение и роль дорожных
знаков
в
регулировании
(
дорожного движения. История
дорожных
знаков.
Дорожные
знаки и их группы.
Места
установки
дорожных
знаков.
(
Предупреждающие знаки.
Знаки приоритета. Запрещающие
знаки.
Предписывающие
(
знаки. Знаки
особых предписаний.
Информационные
(
знаки. Знаки

1

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1

Реферат

1

1

1

1

Тестирование

1

1

2

2

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Тестирование

4)

сервиса. Таблички. Изготовление
макетов дорожных знаков.
Тема 5: Дорожная разметка

16.
1)
17.
2)

Дорожная разметка как способ
(
регулирования
дорожного
движения. Виды разметки.
Горизонтальная разметка и ее
(
назначение.
Вертикальная
разметка и ее назначение.
Тема 5: Перекресток

18.
1)
19.
2)

2

3

(
Перекрестки и их виды.

Проезд
(
перекрестков. Правила
перехода перекрестка.
Порядок движения на перекрестке
20.
(
при регулировании движения
3)
регулировщиком и светофором.
Тем 6: Дорожно-транспортные
происшествия
(причины
и 2
последствия)
21.
Определение
(
ДТП.
Причины
1)
попадания детей в ДТП.
Последствия
ДТП.
Разбор
22.
(
конкретных
ДТП.
Дорожные
2)
ловушки.
Тема 7: Культура поведения
пешехода, пассажира, водителя
1
Транспортная
культура.
Федеральный
закон
«О
безопасности
дорожного
23.
(
движения
1)
Меры ответственности пешеходов
и водителей за нарушение ПДД.
Основы страхования.
Раздел 4: Основы медицинских знаний
5
24.
Аптечка
(
автомобиля
и
ее
1)
содержимое.
Виды кровотечений. Способы
25.
наложения
(
повязок.
2)
Транспортировка пострадавшего,
иммобилизация.
26.
Переломы,
(
их виды. Оказание

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

2

1

Практическое
задание

Практическое
задание

1
0,5

0,5

0,5

0,5
Задача

1

1

1
1

-

1

Сообщение

1

3

2

1

0,5

0,5

0,5

0,5

Тестирование

первой помощи пострадавшему.
П/З: Наложение жгута, различных
видов повязок, шины.
27.
Ожоги,
(
степени ожогов. Оказание
4)
первой помощи.
Обморожение. Оказание первой
28.
помощи.
(
5)
Сердечный приступ, первая
помощь.
Раздел 5: Правила езды на велосипеде,
мопеде, мотоцикле.
2
3)

29.
1)
30.
2)

История создания велосипедов.
(
Виды велосипедов. Езда на
велосипеде.
Обязанности
водителей
велосипедов,
(
мопедов,
мотоциклов, скутеров. Езда на
велосипеде,
ИТОГО:
30

0,5

0,5

0,5

0,5

1

Фигурное
вождение
велосипеда

1

0,5

0,5

0,5

0,5

19

15

2.Содержание учебно-тематического плана.
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны
между собой.
Раздел 1: Введение: юные инспектора дорожного движения (2 ч)
Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. История движения ЮИД.
Основные направления работы отряда ЮИД. Структура и организация работы отряда
ЮИД. Обязанности и права юного инспектора движения. Атрибуты юного инспектора
движения: значок, удостоверение, одежда; отрядная символика. Краткий анализ ситуации
дорожно-транспортного травматизма в г. Воскресенске, позиция людей по отношению к
соблюдению ПДД, убеждение детей в необходимости знать законы улиц и дорог,
обеспечивая этим свою безопасность. Вводный инструктаж перед проведением занятий.
Практика.
Оформление уголка по безопасности ДД. Изготовление плана-карты безопасного
маршрута из дома в школу и обратно. Просмотр фото- и видеоматериалов.
Раздел 2: Дети и проблемы дорожной безопасности (2 ч)
Современный транспорт- зона повышенной опасности. Причины транспортных
аварий. Опасности при посадке в транспорт и высадке из него, при торможении, при
аварийной ситуации.
Основные требования к пешеходам: знание правил дорожного движения,
дисциплинированность, самообладание, умение психологически переключиться на зону
повышенной опасности, умение предвидеть и избегать опасности.
Правила поведения в общественном и индивидуальном транспорте. Правила
поведения при аварийной ситуации. Пассажир – заложник (правила поведения).

Раздел 3: Организация дорожного движения (19 ч)
Тема 1. Законы дорожного движения (история и современность) (3 ч)
История появления первых автомобилей. Автомобильный транспорт: грузовые,
специальные, легковые автомобили. Общественный транспорт. Участники движения:
пешеходы, водители, пассажиры. Опасные места в районах проживания обучающихся.
Служба ГИБДД. Дисциплина участников ДД. Пропаганда знаний ПДД. Оказание первой
медицинской помощи. Дорога, её элементы и правила поведения на дороге. Проезжая
часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Общие вопросы порядка движения.
Остановка и стоянка транспортных средств.
Практика.
Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов. Работа по макету,
анализ дорожных ситуация вблизи территории школы.
Тема 2: Светофор (2 ч)
Появление светофора на дорогах. Виды светофоров. Сигналы светофоров. Значение
круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для
велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные
переезды. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии светофора
Тема 3: Знаки регулировщика (2 ч)
Первый жезл регулировщика. Создание отделов и инспекций регулирования
дорожного движения. Современный регулировщик. Знаки регулировщика.
Практика: Работа с макетом дорожных ситуаций.
Тема 4: Дорожные знаки (4 ч)
Первые дорожные знаки. Назначение и роль дорожных знаков в регулировании
дорожного движения. Современные дорожные знаки и их группы. Предупреждающие
знаки. Запрещающие знаки. Знаки приоритета. Предписывающие знаки. Информационноуказательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Случаи, когда
значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков.
Места установки дорожных знаков.
Практика:
Изготовление макетов дорожных знаков.
Тема 5: Дорожная разметка (2 ч)
Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения. Виды
разметки. Горизонтальная разметка и ее назначение. Вертикальная разметка и ее
назначение. Пользование разметкой, ориентирование в движении. Расположение
транспортных средств на проезжей части. Интервал и дистанция. Полоса торможения и
разгона.
Тема 5: Перекресток (3 ч)
Перекрестки и их виды. Определение регулируемых и нерегулируемых
перекрестков. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках.
Проезд перекрестков. Правила перехода перекрестка. Порядок движения на перекрестке
при регулировании движения регулировщиком и светофором. Проезд перекрестков,
движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным
регулированием.
Преимущество
трамваев
на
регулируемых
перекрестках.
Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог.
Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.

Практика:
Решение ситуационных задач. Работа с макетом дорожных ситуаций. Дорожные
знаки по пути в школу.
Тем 6: Дорожно-транспортные происшествия (причины и последствия) (2 ч)
Определение ДТП. Причины попадания детей в ДТП. Состояние дорожнотранспортного травматизма среди детей. Последствия ДТП. Разбор конкретных ДТП.
Дорожные ловушки: закрытого обзора; отвлечения внимания; «пустынная улица»;
пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса, трамвая; на
пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома; пешеход,
идущий вдоль проезжей части. Места перехода проезжей части. Правила движения
пешеходов вдоль дорог.
Движение обучающихся по тротуарам и пешеходным переходам. Наша дорога в
школу. Правила пользования транспортом. Правила перехода улицы после выхода из
транспортных средств.
Практика:
Решение ситуационных задач по теме. Решение задач по билетам ГИБДД
(категории «А» и «Б»)
Тема 7: Культура поведения пешехода, пассажира, водителя (1 ч)
Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. Транспортная
культура. Федеральный закон о «Безопасности дорожного движения».
Основы
страхования: договоры с родителями, попечителями, другими родственниками. Страховая
сумма. Государственные страховые фирмы.
Профилактика ДТП. Традиционно-массовые мероприятия.
Решение задач, карточек по ПДД, предложенные газетой «Добрая Дорога Детства».
Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.
Разработка викторин по ПДД в уголок.
Выпуск тематических газет.
Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим
говорят».
Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школадом».
Подготовка и проведение игры «Зеленый огонек» в начальных классах.
Подготовка и проведение «Недели безопасности» (по особому плану).
Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.
Подготовка и проведение соревнования «Безопасное колесо» в школе.
Выступление в классах по пропаганде ПДД.
Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД.
Подготовка и участие в районном конкурсе «Безопасное колесо».
Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов,
газет, сочинений…)
Раздел 4: Основы медицинских знаний (5 ч)
Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель
ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Раны, их виды, оказание первой помощи.
Вывихи и оказание первой медицинской помощи.
Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи.

Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.
Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи.
Виды повязок и способы их наложения.
Сердечный приступ, первая помощь.
Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. Использование подручных
материалов для изготовления носилок.
Практика.
Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.
Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении.
Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах,
обмороке, сердечном приступе.
Транспортировка пострадавшего.
Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.
Раздел 5: Правила езды на велосипеде, мопеде, мотоцикле. Фигурное вождение
велосипеда. (2 ч)
История создания велосипедов. Велосипед как транспортное средство. Виды
велосипедов. Обязанности водителей велосипедов, мопедов, мотоциклов, скутеров. Езда
на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка.
Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом
световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов:
Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков. Основные виды
нарушений ПДД велосипедистами и мотоциклистами. Ответственность за допущенные
нарушения.Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода Движение групп
велосипедистов.
Практика.
Составление памятки: «Юному велосипедисту».
Прохождение отдельных препятствий на велосипеде. Фигурное вождение
велосипеда.
Преодоление на велосипеде естественных препятствий
Препятствия (прохождение трассы):
- змейка;
- восьмерка;
- качели;
- перестановка предмета
- слалом;
- рельсы «Желоб»;
- ворота с подвижными стойками;
- скачок;
- коридор из коротких досок.
Календарный учебный график
№
п/
п

Дата
проведения
план

факт

Время

Форма

Кол-во

Тема

Место

Форма

проведе
ния

занятия

часов

занятия

проведе
ния

контроля

занятия
Раздел 1: Введение: юные инспектора дорожного движения
14:30

Школа

1

Инструктаж по
ТБ.
Введение.
История создания
детского
объединения
ЮИД.
Структура
и
организация
работы
отряда
ЮИД.

Школа

1

Обязанности
и
права
юного
инспектора
движения.
Атрибуты юного
инспектора
движения.

лекция

1
1

2

14:30

лекция

2

сообщен
ие

Раздел 2: Дети и проблемы дорожной безопасности
3

14:30

3

4

14:30

Школа

1

Современный
транспорт – зона
повышенной
опасности.

Школа

1

Юные пешеходы.
Дети
–
пассажиры.
Правила
поведения
в
общественном и
индивидуальном
транспорте.

лекция

лекция

4

Раздел 3: Организация дорожного движения
Тема 1. Законы дорожного движения (история и современность)
5

14:30

лекция
1

История
и
развитие Правил
дорожного
движения
в

Школа

агитбриг
ада

России. Первые
автомобили.
14:30

6

Школа

1

Участники
движения:
пешеходы,
водители,
пассажиры.
Опасные места в
районе
проживания
обучающихся.

Школа

1

Дорога,
её
элементы
и
правила
поведения
на
дороге.
Общие
вопросы порядка
движения.
Остановка
и
стоянка
транспортных
средств.

Школа

1

Появление
светофора
на
дорогах.
Виды
светофоров.

Школа

1

Сигналы
светофоров.
Порядок
перехода
проезда улиц
дорог
сигналам
транспортного
пешеходного
светофоров.

лекция
практик
а

7

14:30

7

лекция
практик
а

тестиров
ание

Тема 2: Светофор
8

14:30

лекция

8

9

14:30

9

лекция
практик
а

и
и
по
и

Тема 3: Знаки регулировщика
1

14:30

лекция

10
1

Первый
жезл
регулировщика.
Современный
регулировщик.
Знаки

Школа

сообщен
ие

регулировщика.

1

14:30

11

практик
а

Школа

1

Тренировка
в
подаче сигналов
регулировщика.
Решение
ситуационных
задач.
Компьютерное
тестирование.

Школа

1

Назначение
и
роль дорожных
знаков
в
регулировании
дорожного
движения.
История
дорожных
знаков.
Дорожные знаки
и их группы.

Школа

1

Места установки
дорожных
знаков.
Предупреждающ
ие знаки. Знаки
приоритета.
Запрещающие
знаки.

Школа

1

Предписывающи
е знаки. Знаки
особых
предписаний.

Школа

1

Информационны
е знаки. Знаки
сервиса.
Таблички.
Изготовление
макетов
дорожных
знаков.

тестиров
ание

Тема 4: Дорожные знаки
1

14:30

12

практик
а

1

14:30

13

лекция
практик
а

1

14:30

14

лекция
практик
а

1
15

лекция

14:30

лекция
практик
а

Тема 5: Дорожная разметка

тестиров
ание

1

14:30

16

практик
а

1

14:30

17

Школа

1

Дорожная
разметка
как
способ
регулирования
дорожного
движения. Виды
разметки.

Школа

1

Горизонтальная
разметка и ее
назначение.
Вертикальная
разметка и ее
назначение.

1

Перекрестки и их
виды.

Школа

1

Проезд
перекрестков.
Правила
перехода
перекрестка.

Школа

1

Порядок
движения
на
перекрестке при
регулировании
движения
регулировщиком
и светофором.

лекция

лекция
практик
а

Практич
задание

Тема 5: Перекресток
1

14:30

лекция

18

2

14:30

19

лекция
практик
а

2

14:30

20

лекция
практик
а

Школа

Практич
задание

Тем 6: Дорожно-транспортные происшествия (причины и последствия)
2

14:30

лекция

21

1

2
22

14:30

практик
а
1

Определение
ДТП. Причины
попадания детей
в ДТП.

Школа

Последствия
ДТП.
Разбор
конкретных ДТП.
Дорожные
ловушки.

Школа

Сообщен
ие

Тема 7: Культура поведения пешехода, пассажира, водителя
2

14:30

Транспортная
культура.
Федеральный
закон
«О
безопасности
дорожного
движения. Меры
ответственности
пешеходов
и
водителей
за
нарушение ПДД.

Школа

Школа

1

Аптечка
автомобиля и ее
содержимое.

Школа

1

Виды
кровотечений.
Способы
наложения
повязок.
Транспортировка
пострадавшего,
иммобилизация.

Школа

1

Переломы,
их
виды. Оказание
первой помощи
пострадавшему.
П/З: Наложение
жгута, различных
видов
повязок,
шины.

1

Ожоги, степени
ожогов. Оказание
первой помощи.

1

Обморожение.
Оказание первой
помощи.
Сердечный

лекция

24

1

Раздел 4: Основы медицинских знаний
2

14:30

лекция

25
2

14:30

26

практик
а

2

14:30

27

лекция
практик
а

2

14:30

28

лекция
практик
а

3
29

лекция

14:30

лекция
практик
а

Школа

Школа

тестиров
ание

приступ,
помощь.

первая

Раздел 5: Правила езды на велосипеде, мопеде, мотоцикле. Фигурное вождение
велосипеда
3

14:30

лекция

30

1

История создания
велосипедов.
Виды
велосипедов.
Обязанности
водителей
велосипедов.
Езда
на
велосипеде,
технические
требования,

Школа

Организационно-педагогические условия
- Материально-техническое обеспечение:
Перечень оборудования, необходимого для реализации Программы кружка
Техническое оснащение:
- компьютер с экраном и проектором;
- плакаты по ПДД;
- интернет;
Методическое:
- билеты по ПДД, страхованию, медицине.
- рисунки ребят с конкурсов по ПДД.
- разработки проведения различных игр, конкурсов, викторин, театрализованных
представлений
- методические рекомендации по организации профилактики детского дорожнотранспортного травматизма.
- методические пособия для изучения ПДД по программе в классах.
- видеоматериалы для проведения пропаганды изучения ПДД в начальных классах
- видео игра «Не игра» по ПДД.
Оценочные материалы:
Тесты районных и областных слетов ЮИД
Методические материалы:
Методические разработки занятий
Список литературы
ДЛЯ ПЕДАГОГА

1.
Государственный образовательный стандарт
2.
Учебный план и учебные программы школы.
3.
Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.
4.
Учебники по ОБЖ, ПДД.
5.
Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.
6.
Газета «Добрая Дорога Детства».
7.
Журнал «Путешествие на зеленый свет».
8.
Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков
безопасного поведения на улицах и дорогах. Для педагогов общеобразовательных
учреждений. Москва, 2007.
9.
Методическое пособие. «Профилактика детского дорожно- транспортного
травматизма». Москва «Третий Рим», 2007.
10.
Учебное пособие «Дорожная безопасность» 1,2,3,4 классы. Москва «Третий
Рим», 2007.
11.
В. Л. Шмундяк «Комментарии к правилам дорожного движения» Москва
«Центр пропаганды», 2007.
12.
ЮИД – это серьёзно! Руководителям отрядов ЮИД. Методическое пособие.
Составители: Л. П. Оривенко, Г. Л. Зубкова.
13.
Тесты по ПДД для обучающихся старших классов. Москва «Центр
Пропаганды», 2007.
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Авдеева Н.Н , Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность на улицах и дорогах,
1997г.
2. Атлас медицинских знаний
3.Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство
АСТ-ЛТД, 1997г.
4. Бабина Р.П. Безопасность на улицах и дорогах. Мет. пособие 1-4 кл. М: ООО
«Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.
5. Бабина Р.П. Увлекательное дорожное путешествие. Учебное пособие для
обучающихся начальной школы, 1997.
6. Бабина Р.П. Советы Дяди Степы, 4 кл.,1997.
7. Бабина Р.П. Уроки Светофорика, 2 кл.,1997.
8. Газета «Добрая дорога детства» 2005,2006,2008г.
9. Извекова Н.А. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 3 кл., М:
Просвещение, 1975г.
10. Инструкции лицам, работающим с детьми и обеспечивающим безопасность на
дороге.2004г.
11 Косой Ю.М. Про дороги и про улицы, 1986г.
12. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного
травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.
13. Методические рекомендации по организации работы по безопасности
дорожного движения в школе, 2004.
14.Программа по изучению ПДД «Правила дорожного движения 1-9 классы»
15.Правила дорожного движения Российской Федерации, М: Эксмо, 2007.
16. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе.
Пособие для учителей М.: Просвещение, 1981.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.08.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73824128690

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».