Согласованно
Заместитель по УВР
__________ Черемных Н.Н.
«29» августа 2023 г.
Принято
на заседание
педагогического совета
«30» августа 2023 г.
Утверждено
Директор школы
_____________ Лингевич Е.А.
Приказ № 2 от «30» августа» 2023 г.
Дополнительная образовательная
Общеразвивающая программа
«Дружина юных пожарных»
(социально-педагогическая направленность)
Возраст участников – 13-15 лет
Срок реализации программы – 1 год
Составил: Егорова К.К.
Асино – 2023 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Пожарная безопасность» разработана:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями);
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (с изменениями);
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями);
- Приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам, образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего образования», утвержденным Приказом Минобрнауки
России от 30.08.2013 г. № 1015.2. Уровень (для дополнительных общеобразовательных
программ).
- Федерального государственного образовательного стандартом основного общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями) - 5-7
классы;
- Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ "ОШ №
5 г. Асино» Томской области (с последующими изменениями);
- Учебного плана МАОУ «ОШ № 5 г. Асино» Томской области;
- Календарного учебного графика МАОУ «ОШ № 5" г. Асино» на учебный год;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010г. № 189);
Направленность программы «Дружина юных пожарных»
-по содержанию программа является социально-педагогической:
-создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни,
накопления нравственного и практического опыта.
Новизна программы состоит в том, что предлагаемые занятия нацелены на
развитие познавательных процессов у учащихся посредством проведения практических
занятий, впервые призваны, обратить внимание на то, что не всегда удается реализовать
на традиционном уроке, или затрагивается косвенно, опосредованно. Рабочая программа
содержит пояснительную записку, характеристику содержания курса, тематический план
изучения дисциплины, расшифровку содержания занятий, список рекомендуемой
литературы для учителя. Теоретически программа разработана достаточно подробно, что
способствует ее успешной реализации на практике. Ценно в программе то, что
составленная с учетом особенности психологии различных периодов детского и
подросткового возраста и выстроенная по принципу постепенного, но более
интенсивного продвижения, она направлена на формирование самостоятельности
ученика, его творческой инициативы. Представленная программа содержит много
ценного, актуального, интересного, отвечающего требованиям сегодняшнего дня, требует
широкой апробации и внедрения в практику.
Актуальность. Ежегодно на территории страны происходит огромное количество
пожаров от детской шалости с огнём, неумелого, неосторожного обращения с ним. Самое
страшное при пожаре - это гибель детей. Статистика пожаров показывает, что причиной
пожаров становятся незнание ими элементарных правил поведения при пожаре и
отсутствие навыков обращения с огнём, огнеопасными предметами и материалами,
которые могут явиться источником загорания. Это свидетельствует о том, что детям мало
уделяется времени для формирования у них чувства опасности огня, привития навыков
осторожного с ним обращения, изучению правил пожарной безопасности правильным
действиям в случае возникновения огненной беды. Опыт показывает, что к вопросу о
привитии элементарных навыков обращения с огнём надо подходить планомерно,
систематически и с самого раннего детства. Запреты тут не помогут. Нужны крепкие
противопожарные знания, умения грамотно действовать при возникновении
чрезвычайной ситуации и навыки обращения с горючими огнеопасными предметами.
В этой связи свою значительную роль в формировании навыков безопасного
поведения детей может и должна сыграть школа. Научить детей основам безопасной
жизнедеятельности сегодня - это фундамент пожарной безопасности будущего.
Одной из форм обучения детей школьного возраста мерам пожарной безопасности
является движение Дружины юных пожарных (ДЮП). Дружина юных пожарных –
создаётся в целях совершенствования системы обучения школьников мерам пожарной
безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических
знаний и реализации иных задач, направленных на предупреждение пожаров и умение
действовать при пожаре.
Педагогическая целесообразность способствуют развитию личности ребенка,
способствуют формированию адекватной самооценки личности, создают предпосылки
развития гармонически развитой личности. Дополнительным стимулом для каждого
ребенка является и индивидуальные результаты по некоторым видам деятельности с
последующим награждением грамотами и ценными подарками.
также реализуется на занятиях ДЮП, так как предотвращение пожаров снижает
риск ущерба окружающей среде (сохранение зеленых насаждений, чистота воздуха,
сохранение биоценозов водоемов при отсутствии необходимости прямого забора воды
для пожаротушения)). Особое место занимает профилактика лесных пожаров. .Таким
образом, все эти направления работы также способствуют развитию личности ребенка,
способствуют формированию адекватной самооценки личности, создают предпосылки
развития гармонически развитой личности. Дополнительным стимулом для каждого
ребенка является и индивидуальные результаты по некоторым видам деятельности с
последующим награждением грамотами и ценными подарками.
Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы.
Цель: формирование активной гражданской позиции обучающихся в процессе
интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития; патриотическое
воспитание подрастающего поколения; социальное становление личности ребенка;
формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в
обществе; создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в
высших и средне- специальных учебных заведениях МЧС России.
Задачи:
обучающие: - дать знания, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях; - дать знания
в области истории пожарного дела; - научить оказывать первую медицинскую помощь; научить работе с первичными средствами пожаротушения.
воспитательные: - воспитать у подрастающего поколения чувство патриотизма,
гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного; -
воспитать самодисциплину, силу воли, мужество, стойкость, стремление к преодолению
трудностей; -воспитать чувство товарищества, взаимопомощи и поддержки.
развивающие: - сформировать и развить навыки действия в чрезвычайной ситуации развить инициативу обучающихся в процессе проведения тематических викторин,
конкурсов, соревнований, смотров; - развить познавательный интерес обучающихся в
процессе организации
встреч с работниками пожарной охраны.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих.
Работа Дружин юных пожарных среди детей среднего и старшего школьного возраста не
является инновацией. Существует типовая программа подготовки юных пожарных,
рассчитанная на меньшее количество часов, ряд авторских программ. Данная программа
предусматривает работу в творческих направлениях (подготовка выступлений, участие в
конкурсах). Учитывая возрастные и физиологические особенности развития детей
среднего и старшего школьного возраста, в данной программе большое место отводится
теоретической и общеразвивающей подготовке. Основной упор делается на расширение
кругозора обучающихся. Дидактический материал представлен специальной
литературой, художественной литературой о пожарах и пожарных, видеофильмами,
интернет-материалами, дидактическими играми.
Кроме того отличительной особенностью данной программы является выделение
ценностных ориентиров: ценность гражданской позиции, как умение противостоять
действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности
личности и общества в пределах своих возможностей; ценность доброжелательности, как
доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи
тем, кто в ней нуждается; ценность семьи, как основополагающей в нравственном
содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; ценность
личности, как самосовершенствование, самообразование и самовоспитание, развитие
широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания
и творчества.
Развитие личности ребенка: приобщение ребенка к общественно-полезному и
социально-значимому делу является мощным средством формирования личности.
Специфика работы пожарного связана с риском собственной жизни во имя спасения
других людей, требует постоянной добросовестности, тщательности выполнения
поставленных задач, самодисциплины, мужества. Таким образом, при общении с
пожарными, с ветеранами пожарной охраны, при регулярном ознакомлении с их
повседневным трудом у детей формируются определенные представления о
необходимых моральных качествах будущего пожарного, возникает желание
самовоспитания, развития у себя таких качеств, как сила воли, стойкость, умение жить и
работать в коллективе, желание «жизнь положить за други своя». Особенно важно в
условиях современного перекоса моральных ценностей то, что раскрываются
перспективы работы, направленной не на самообогащение, как большинство популярных
и широко пропагандируемых профессий, а на реализацию социально-значимой
деятельности.
Развитие талантов ребенка происходит в процессе повседневной работы в ДЮП.
Члены ДЮП занимаются пропагандой противопожарных знаний в различной форме:
выпуск стенгазет и боевых листков, проведение бесед и игр по данной тематике с
младшими школьниками, выступления агитбригад, выезд в подразделения пожарной
охраны с концертами художественной самодеятельности. Таким образом, каждый из этих
видов деятельности дает возможность любому из членов ДЮП выбрать себе дело по
душе и развивать свой талант художника, чтеца, танцора, организатора интересных дел,
работы на компьютере и с радио-видеоаппаратурой.. Многие дети, только придя в ДЮП
и столкнувшись с возможностью поучаствовать в агитбригаде или выпуске боевого
листка, обнаруживают у себя способности к этим занятиям. Часто при работе с
младшими школьниками ребята более старшего возраста обнаруживают у себя ростки
педагогических способностей. Участие в культурной и творческой жизни путем участия в
конкурсах творчества по противопожарной тематике по различным направлениям рисунки, поделки, компьютерные программы, художественная самодеятельность,
литературное творчество. Проводятся концерты и выставки по данной тематике.
Развитие умственных способностей ребенка является неотъемлемым
компонентом любого учебно-воспитательного процесса. В ходе занятий в ДЮП ребенок
узнает о том, что современный пожарный должен владеть широким спектром знаний в
области физики (работа изолирующих противогазов, распространение огня ,
устойчивость конструкций, давление воды, распределение температур), химии (процессы
горения, горение различных веществ, совместимость веществ, самовоспламеняемость,
невозможность тушения водой некоторых соединений), математики (расчет времени
работы в КИП-8 и АСВ-2, расчет количества подаваемых стволов от одного
водоисточника, скорости расхода воды при работе с различными стволами – прямым,
перекрывным, высокого давления). Словесности (составление документации, подготовка
агитационно-пропагандистских материалов). Биологии (понимание смысла приемов
оказания первой помощи, закаливание, спасение животных) Умственные способности
формируются и при подготовке сообщений, бесед с младшими школьниками.
Развитие физических способностей ребенка в ходе занятий в ДЮП не подлежит
сомнению. Работа пожарного требует отличной физической формы. Участие в
соревнованиях по пожарно-прикладному спорту, пожарно-строевая и пожарнотактическая подготовка дают возможность и стимул развивать свои физические
способности.
Возраст детей: Программа курса «Дружина юных пожарных» предназначена для
обучающихся 5-7 классов в МАОУ «ОШ №5 г. Асино»
Формы занятий: очная
Режим занятий: Общее количество часов в год – 30 часов. Количество часов в неделю
– 1 час. Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 1 часу. Каждое занятие рассчитано
на 40 мин.
Ожидаемые результаты.
После изучения программы обучающиеся должны:
Знать:
1.Основные причины пожаров в жилом доме.
2.Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных.
3. Сведения о подсобных средствах тушения пожара.
4. Правила пожарной безопасности в общественных местах.
5. Виды травм, полученных при пожаре.
6. Знаки пожарной безопасности.
Уметь:
Эвакуироваться из здания школы.
Пользоваться всеми видами огнетушителей.
Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных
во время пожара.
Преодолевать 100-метровую полосу препятствий.
Выполнять команды по строевой подготовке.
Форма проведения занятий:
- беседы, рассказ, викторины, сюжетные игры, видео просмотры, практическая работа,
КТД, экскурсии и др.
Формы аттестации:
Вводный - проводится на первом занятии и предназначен для проверки
уровня базовых знаний, умений, навыков, соответствующих возрасту
учащегося (опрос).
Текущий - проводится в ходе каждого занятия с целью определения
усвоения знаний и умений по теме (педагогическое наблюдение, опрос,
практическое задание, викторина).
Итоговый - проводится в итоговых мероприятиях с целью определения
уровня развития личности по изучению правил пожарной безопасности и
привлечения их к организации пропаганды пожаробезопасного поведения
(опрос, тестирование, слёт ДЮП, соревнование ДЮП).
Оценочные материалы:
-опрос;
- педагогическое наблюдение;
-практическое задание;
- викторина;
-тестирование;
-участие в соревнованиях и конкурсах
1. Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты освоения учащимися
образования детей кружка «Дружина юных пожарных»
программы
дополнительного
Личностные результаты:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих
защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды,
личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать
причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по
следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи
опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по
безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты
своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать
индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в
чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в
области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и
новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать
его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на
безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения
защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к
действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об
оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и
обязанностях граждан в области пожарной безопасности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из
различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать
обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с
учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального
характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать
модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии,
отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
1.
1.
2.
3.
4
Наименование раздела
Вводное организационное занятие.
История развития Пожарной
охраны.
Обеспечение пожарной
безопасности.
Основы медицинских знаний.
Итоговое занятие.
Итого
Общее
количество
часов
1
3
Теори
я
Практик
а
1
3
20
12
8
5
1
30 ч
3
1
20 ч
2
2. Содержание учебного материала
Содержание тем учебного курса
Организационное занятие (1 час):
Цели, задачи кружка ДЮП. Утверждение программы. Организационные вопросы
(структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка.
История развития Пожарной охраны. ( 3 часа)
Первые противопожарные Указы на Руси.
Пожарная охрана - её история и традиции.
Добровольные пожарные формирования. Движение ДЮП в России.
10 ч
Обеспечение пожарной безопасности. (20 часов).
Пожар. Основные причины пожаров.
Условия возникновения пожара. Поражающие факторы пожаров.
Основные средства пожаротушения.
Что и чем тушат.
Классы веществ по горючести. Огнестойкость зданий.
Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых приборов.
Действие электрического тока на организм человека.
Меры пожарной безопасности при эксплуатации газовых приборов, отопительных печей.
Основные правила поведения при возникновении пожара.
Эвакуация из горящего здания. Правила выхода из задымленного помещения.
Правила поведения при пожаре в случае невозможности покинуть здание.
Противопожарная безопасность в школе. Правила эвакуации в местах скопления людей.
Огнетушители. Их виды и назначение.
Правила пользования огнетушителем.
Пиротехнические изделия. Правила пользования пиротехникой.
Пожары на транспорте их причины. Правила поведения пассажиров во время пожара.
Лесные пожары и их причины. Привила поведения.
3наки пожарной безопасности. Их применения и места установки.
Профессия пожарный – опасна и трудна.
Экскурсия в пожарную часть.
Боевая одежда пожарного, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного.
Укладка и одевание боевой одежды и снаряжения.
Работа с пожарными рукавами, стволами, боевое развёртывание.
Виды пожарной техники, их назначение.
Викторина «Знаешь ли ы?»
Основы медицинских знаний. ( 5 часов)
Ожоги. Степени ожогов. ПМП при ожогах.
Повязки. Правила наложения повязок.
Оказание помощи человеку при поражении электрическим током.
Оказание помощи человеку при отравлении угарным газом.
Транспортировка пострадавшего.
Анализ работы кружка за год. Подведение итогов
Календарный учебный график
№
п/п
Наименование темы
Всего
часов
Теория
1
Цели, задачи кружка ДЮП. Утверждение
программы. Оформление уголка.
1
1
История развития Пожарной охраны.
2
Первые противопожарные Указы на Руси.
3
1
Практические
занятия
3
Пожарная охрана - её история и традиции.
Добровольные пожарные формирования.
Движение ДЮП в России.
Основы пожарной безопасности.
1
4
6
Пожар. Основные причины пожаров.
Условия возникновения пожара.
Основные средства пожаротушения.
7
Что и чем тушат.
9
Меры пожарной безопасности при
эксплуатации электробытовых приборов.
5
10
11
12
Действие электрического тока на организм
человека.
Меры пожарной безопасности при
эксплуатации газовых приборов,
отопительных печей.
Основные правила поведения при
возникновении пожара.
1
20
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
13
Эвакуация из горящего здания. Правила
выхода из задымленного помещения.
0,5
15
Противопожарная безопасность в школе.
Правила эвакуации в местах скопления
людей.
0,5
16
Огнетушители. Их виды и назначение.
Правила пользования огнетушителем.
0,5
17
Пиротехнические изделия. Правила
пользования пиротехникой.
0,5
19
20
21
22
23
Лесные пожары и их причины. Привила
поведения.
3наки пожарной безопасности. Их
применения и места установки.
Профессия пожарный – опасна и трудна.
Экскурсия в пожарную часть.
Боевая одежда пожарного, снаряжение и
0,5
Работа с карточками
0,5
Работа с карточками
0,5
Составление
памятки
0,5
Просмотр учебного
ролика
0,5
Составление
памятки
0,5
Мини - тест
0,5
Составление и
оформление памятки
0,5
Учебная тренировка
эвакуации
0,5
Работа с
огнетушителем
0,5
Составление и
оформление памятки
1
0,5
0,5
0,5
Работа с карточками
0,5
Просмотр учебного
ролика
1
0,5
0,5
24
25
26
средства защиты органов дыхания
пожарного.
Укладка и одевание боевой одежды и
снаряжения.
Работа с пожарными рукавами, стволами,
боевое развёртывание
0,5
Виды пожарной техники, их назначение.
0,5
27
Викторина «Знаешь ли ты?»
Основы медицинских знаний.
28
29
Надевание боевки
0,5
1
5
Ожоги. Степени ожогов. ПМП при ожогах.
1
Повязки. Правила наложения повязок.
0,5
30
Оказание помощи человеку при
поражении электрическим током.
31
Оказание помощи человеку при
отравлении угарным газом.
0,5
32
Транспортировка пострадавшего.
0,5
Анализ работы кружка за год.
Подведение итогов
Итого:
0,5
Надевание боевки
0,5
Прокладка рукава.
0,5
Просмотр учебного
ролика
Тест
0,5
0,5
Работа по
наложению повязок.
0,5
Отработка навыка
ПМП
0,5
Просмотр учебного
видеоролика.
0,5
Отработка способов
переноски
пострадавшего.
1
30
Организационно - педагогические условия
1.Условия реализации программы
1.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы
В соответствии с нормами СанПиН 2.4.4.3172-14 занятия проводятся в
МБОУ ОШ №5 в кабинете №11 (ул. Борова,5), где
находится следующее:
Мебель (столы, стулья для учащихся, стол и стул педагога, стенды, шкаф
для демонстрационного и раздаточного материала);
Инструменты и оборудование (комплект): Боевая одежда пожарного,
спасательная веревка, пожарный ствол, рукавный зажим, рукавный переход,
пожарный топор, огнетушитель, датчик задымления.
1.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для информационного обеспечения реализации программы
используются информационные источники:
мультимедийные учебные пособия (фильмы):
• Пожарная безопасность в школах,
• Первая помощь при ожогах.
• Эвакуация в школе.
• Работа со спасательной веревкой.
• Средства пожаротушения. Шар-1.
• Эвакуация из горящих зданий.
• Спасик и его друзья.
• Знаки пожарной безопасности.
электронные издания энциклопедий:
• Энциклопедия. Пожарная безопасность (http://www.alllibrary.com/obrazovanie/nauchnopopulyarnoe/46129-pozharnayabezopasnost-yenciklopediya.html)
• Компьютерная энциклопедия «Пожарная безопасность
образовательного учреждения»
(http://moscow.mchs.ru/document/411700);
• Пожарно-техническое оборудование
(http://www.papmambook.ru/articles/190/)
• Виды пожарных автомобилей (https://fireman.club/statyipolzovateley/osnovnye-pozharnyeavtomobili-i-ix-klassifikacii-korotkottx-ac-2-5-40-zil-3-5-40-kamaz-5-0-40-ural-15-0-100-anr100-3000-kamaz-app-0-5-2-0-gaz/)
• Классификация пожаров (http://fb.ru/article/45534/klassifikatsiyapojarov)
•
Притивопожарный
режим
в
школах
(http://irkschool73.ucoz.ru/index/utrom_vecherom_i_dnj om_ostorozhen_bud_s_ognjom/0-328)
2. Кадровое обеспечение реализации программы
Форма участия других лиц в реализации программы:
• участие других педагогов-специалистов при проведении занятий,
мероприятий и экскурсий;
• привлечение родителей к подготовке и проведению мероприятий
воспитательного характера.
3. Методические материалы
3.1. Дидактическое обеспечение реализации программы разработано в соответствии
с учебным планом программы и ориентирован, на личностные и метапредметные
результаты образования состоит из комплектов демонстрационного и раздаточного
материала по темам:
• Техника безопасности в объединении «ДЮП»
• Работа с ручным инструментом пожарного.
• Правила пожарной безопасности для детей.
• Причины возникновения, развития и прекращения горения.
макетов:
• Огнетушитель
• Пожарный ствол.
• Пожарный рукав.
3.2. Методическое обеспечение реализации программы
Процесс освоения содержания программы «Дружина юных пожарных» строится на основе
реализации открытой модели конструктивного партнёрского взаимодействия педагога и
учащегося, в психологически комфортных ситуациях сотрудничества и сотворчества.
Образовательная
деятельность объединения строится согласно программы с применениемпедагогических
технологий на основе личностно- ориентированного подхода. Для проведения занятий
используются индивидуальные, групповые, коллективные формы организации
деятельности на занятии.
Формы и методы проведения занятий могут быть различными - викторины, игры, тесты,
деловые игры, экскурсии и т.д. Организуя работу со учащимися, следует помнить, что
занятия в форме
беседы, лекции, рассказа кажутся детям малоинтересными и монотонными. Лучше всего
занятия проводить в интерактивной форме, где тренируются сообразительность, память,
реакция, умение обобщать и выделять главное, внимание и многие другие качества
ребёнка. К проведению занятий можно привлекать работников или ветеранов пожарной
охраны, добровольного пожарного общества, медицинских работников, тренеров по
пожарноспасательному спорту.
Выбор методов осуществления образовательного процесса зависит от темы и формы
занятия, уровня подготовки и социально-практического опыта обучающегося. Ведущими
методами организации учебно – познавательной деятельности выступают следующие:
объяснительно - иллюстративный - представление информации различными способами
(инструктаж,
объяснение,
беседа,
демонстрация,
работа
с
техническими
приспособлениями и др.); проблемный - постановка проблемы и поиск её решения
учащимися; эвристический - метод творческой деятельности (пропаганда ППБ и т.д.);
программированный - набор операций в ходе выполнения практических работ (формы:
проектная деятельность, компьютерный практикум); репродуктивный- воспроизводство
знаний и способов деятельности (формы: использование ПТВ и боевой одежды пожарного
по назначению); частично - поисковый и поисковый - решение проблемных задач
самостоятельно и с помощью педагога; метод проблемного изложения - постановка
проблемы педагогом, решение ее педагогом, с участием учащихся.
Способы определения результативности программы.
Оценочный материал
Отслеживание и оценивание результатов обучения детей проходит через
• участие в обсуждение работы учащегося на каждом занятии.
• самооценку в конце каждого занятия;
• наблюдение за учащимися на занятиях;
• степень освоения теоретическим и практическим материалом;
• успешность участия в конкурсах.
Критерии оценки результатов обучения:
• развитие мышления, внимания и памяти;
• степень овладения основами техники работы с оборудованием и
материалами;
• развитие элементарной противопожарной культуры и грамотности;
• умение планировать и реализовывать на практике коллективнотворческие дела
противопожарной направленности.
Список литературы
Литература для педагогов
1. Авторская образовательная программа детско-юношеского движения«Юный
пожарный», автор - Жуков Игорь Александрович, г. Москва
2. Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: методические
рекомендации: 1-4 кл. / Л.П.Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В.Иванова.- М.:
Просвещение,2009-143с.
3. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по основам безопасностижизнедеятельности: 2
класс.- М.: ВАКО, 2008.-272 с.
4. Неменок Ю.П. Справочные материалы по некоторым темам курса«Основы
безопасности жизнедеятельности». Пособие для преподавателей-организаторов ОБЖ 5-11
классов. М., Издательство «Фирмы Глянц»,1995.
Литература для детей и родителей
1. Всероссийская газета для детей и их родителей «Добрая дорога детства»
2. Л.Ю.Скрипник Методическое пособие. Пожарная безопасность в школе.М. Айрис
Пресс, 2005 -254с.
3. Л.Я. Олиференко. Обеспечение безопасности в образовательномучреждении. Теория и
практика. М. Айрис Пресс, 2000-277с.
4. Энциклопедия школьника «Чрезвычайные ситуации» под редакцией С.К.Шойгу.