02-03
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ-ОШ №5
Е.А.Лингевич
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
РЕАЛИЗУЮЩЕГО
ФГОС
5 - 9 классы
Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения «Общеобразовательной школы №5
г.Асино» Томской области
на 2023 – 2024 учебный год
Пояснительная записка
Учебный план МАОУ- ОШ № 5 составлен в соответствии с требованиями Закона РФ
«Об образовании», разработан на основе следующих документов:
Нормативные документы,
определяющие разработку учебного плана для 5-9-х классов.
Реализация обновленного ФГОС ООО, утвержденного приказом Минпросвещения
России от 31 мая 2021 г. № 287, в общеобразовательных организациях Томской
области с 1 сентября 2023 г. осуществляется с 5 по 9 классы (Распоряжение ДОО ТО
от 26.01.2023 г № 117-р).
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.12 г.;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897,
зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2011 г., регистрационный номер 19644);
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10
(постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г.
№ 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер
19993);
Нормативные правовые акты Департамента общего образования Томской области,
регламентирующие деятельность образовательных учреждений региона.
Основные подходы к формированию учебных планов
в соответствии с требованиями ФГОС
«Учебный план основного общего образования (далее – учебный план)
обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий
объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и
структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Основная
образовательная программа основного общего образования может включать как один,
так и несколько учебных планов».
Специфика подходов к разработке учебных планов в соответствии с ФГОС
обусловлена следующим:
1. Учебный план является не самостоятельным нормативным документом, а частью
основной образовательной программы (далее – ООП), определяющей организацию
и реализацию образовательного процесса на соответствующем уровне общего
образования. ООП ООО разрабатывается на 5 лет;
2. Учебный план образовательного учреждения должен предусматривать
возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные
потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
3. Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с
ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих
обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные
планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой
тьютора образовательного учреждения.
4. Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательного процесса.
Продолжительность обучения
Продолжительность
обучения
Продолжительность
урока
Продолжительность
учебной недели
Продолжительность
учебного года
5 класс
ФГОС
6 класс
ФГОС
7 класс
ФГОС
8 класс
ФГОС
9 класс
ФГОС
40 минут
40 минут
40 минут
40 минут
40 минут
5 дней
5 дней
5 дней
5 дней
5 дней
34
учебные
недели
34
учебные
недели
34
учебные
недели
34
учебные
недели
34
учебные
недели
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом - не менее 8 недель.
Учебный план является элементом образовательной программы, имеет гибкую
структуру и определяет следующие целевые установки:
повышение качества обучения;
создание условий для самоопределения и развития обучающихся;
удовлетворение образовательных потребностей обучающихся и родителей;
устранение перегрузки школьников;
дифференциацию образования на старшей ступени школы.
Учебный план основного общего образования является основным организационным
механизмом реализации ООП ООО МАОУ ОШ №5 г. Асино. Ежегодно, приказом по
образовательной организации вносятся изменения в ООП ООО, касающиеся учебного
плана на конкретный учебный год.
Разделение урочной и внеурочной деятельности идёт не по времени реализации
программ, как это случилось в начальной школе, а по формам организации единого
образовательного процесса.
ФГОС предоставляет школе большие полномочия, определяя именно её ключевым
субъектом образовательного процесса. Право принять решение о степени свободы, которую
может позволить себе школа, остаётся за ней. Так, например, часы части, формируемой
участниками образовательного процесса в учебном плане (30% от общего количества часов)
по решению образовательного учреждения могут быть использованы:
на увеличение количества часов, отводимых на изучение отдельных предметов,
курсов обязательной части учебного плана;
на организацию факультативных, индивидуальных, групповых занятий и занятий
по выбору учащихся в рамках основной учебной сетки часов;
на деление на подгруппы по отдельным предметам;
на занятия проектной, исследовательской, экскурсионной и другими видами и
формами учебной деятельности;
на консультации по выполнению домашних заданий.
Эти часы должны учитываться при определении максимально допустимой нагрузки
конкретного учащегося согласно СанПин.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию
образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу
основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные
предметы:
филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература,иностранный
язык, второй иностранный язык):
общественно-научные
предметы
(история
России,
всеобщая
история,
обществознание, география);
математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, вероятность и
статистика, информатика);
основы духовно-нравственной культуры народов России;
естественнонаучные предметы (физика, биология, химия);
искусство (изобразительное искусство, музыка);
технология (технология):
физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая
культура, основы безопасности жизнедеятельности).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и
потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В связи с переходом на обновленный ФГОС ООО и ФОП ООО в 8-9 классах,
предусмотрен особый порядок учебного планирования (переходный период) по
математике. Программой учебного предмета «Математика» и федеральным учебным
планом, как в рамках базового уровня, так и углубленного уровня, предусмотрено введение
в 7-9 классах нового учебного курса «Вероятность и статистика».
В классах спортивного профиля введён еще 1 час физической культуры из части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Региональной спецификой учебного плана на второй ступени обучения является
изучение «Краеведение», «География Томской области», «Экология Томской области»,
которые изучаются интегрировано с предметами федерального компонента учебного плана.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится один раз в учебный год в
сроки, определяемые ежегодно в календарном учебном графике (не позднее 10-ти рабочих
дней до выставления годовой оценки). Промежуточная оценка, фиксирующая достижение
предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий на уровне не
ниже базового, является основанием для перевода в следующий класс и для допуска
обучающегося к государственной итоговой аттестации. Порядок проведения
промежуточной аттестации регламентируется ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» и иными нормативными актами.
Государственная итоговая аттестация
В соответствии со статьёй 59 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» государственная итоговая аттестация является обязательной
процедурой, завершающей освоение основной образовательной программы основного
общего образования. Порядок проведения ГИА регламентируется Законом и иными
нормативными актами.
Внеурочная деятельность,
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и
потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное) в таких формах, как художественные, культурологические,
филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и
секция, юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные
общества, олимпиады. поисковые и научные исследования, общественно полезные
практики, военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной, на
добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы
организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (до
1750 часов за пять лет обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей
организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Организация,
осуществляющая
образовательную
деятельность.
самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности, (п. 18.3.1,2
введен Приказом Мннобрнауки России от 29.12.2014 N 1644)
Таким образом, состав и структура направлений, форм организации, объёма
внеурочной деятельности определяются общеобразовательными организациями
самостоятельно. Это может быть и часть учебного плана, и отдельный документ «План
внеурочной деятельности».
С целью реализации принципа формирования единого образовательного
пространства, принципа преемственности всех уровней образования рекомендуется:
1 час в неделю отводить на внеурочное занятие "Разговоры о важном".
Внеурочные занятия "Разговоры о важном" направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия "Разговоры о важном"
должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции
личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного
поведения в обществе.
1 час в неделю - на занятия по формированию функциональной грамотности
обучающихся (в том числе финансовой грамотности);
1 час в неделю - на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных
интересов и потребностей обучающихся.
Также разработана единая модель профориентации школьников 6-11 классов,
которая рекомендована к реализации в образовательных организациях с 1 сентября 2023
года в рамках урочной и внеурочной деятельности
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы №5
Е.А.Лингевич
»_
2023
«
Учебный план на 2023-2024 учебный год
Основное общее образование (5-9 классы)
Предметная
область
Учебный
предмет
Количест
во часов
в неделю
Класс
Русский язык и
литература
Иностранный
язык
Математика и
информатика
Общественно –
научные
предметы
Естественно –
научные
предметы
5а,6
Обязательная часть
Русский язык
5
Количест
во часов
в неделю
6а*
Количест
во часов
в неделю
Количест
во часов
в неделю
Количеств
о часов в
неделю
Количеств
о часов в
неделю
Количеств
о часов в
неделю
6б
7а,б
8а*
8б
9а,б
6
6
4
3
3
3
Литература
3
3
3
2
2
2
3
Иностранный
язык
Математика
3
3
3
3
3
3
3
5
5
5
Алгебра
3
3
3
3
Геометрия
2
2
2
2
Вероятность и
статистика
Информатика
История
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
1
1
1
1
1
2
1
2
2
2
2
1
2
1
2
2
2
2
1
2,5
1
2
3
2
2
1
2
1
1
2
1
1
1
2
1
2
2
1
1
1
1
2
Форма
промежуточной
аттестации
Диктант, тест,
контрольная работа,
сочинение
Тест, контрольная
работа, эссе, реферат
Контрольная работа,
тест
Контрольная работа,
тест
Контрольная работа,
тест
Контрольная работа,
тест
Контрольная работа,
тест
Тест
Тест, доклад, проект
Тест
Тест, доклад
Проект, реферат, тест
Тест
Проект, тест
Искусство
Основы
духовнонравственной
культуры
народов России
Технология
Физическая
культура и
Основы
безопасности
жизнедеятельно
сти
Количество
часов
обязательной
части
Краеведение
Физическая
культура и
Основы
безопасности
жизнедеятельно
сти
Экология
Томской
области (в
рамках предмета
«Биология»)
Русский язык
(коррекция)
Естественно –
Музыка
Изобразительное
искусство
Основы
духовнонравственной
культуры
народов России
Технология
Основы
безопасности и
жизнедеятельнос
ти
Физическая
культура
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
27
Тест
Проект, творческая
работа
Реферат
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
1
Проект, тест
Тест
2
2
2
2
2
2
Аттестация в форме
сдачи ГТО
29
29
30
32
32
32
Часть, формируемая участниками
образовательного процесса
1
1
Физ.культура
1
ОБЖ
Тест
1
Доклад
1
1
Биология
1
Проект, тест
научные
предметы
ГТо
1
Черчение
Максимально
допустимая 5дневная
недельная
нагрузка
Директор
0,5
29
30
Е.А. Лингевич
30
32
33
33
33
Выполнение
графических и
практических работ