02-03 УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ-ОШ №5 Е.А.Лингевич УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, РЕАЛИЗУЮЩЕЙ ФГОС Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Общеобразовательной школы №5 г.Асино» Томской области на 2023 – 2024 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план общеобразовательной организации МАОУ ОШ №5 г. Асино определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации основной образовательной программы. Включает: - учебный план начального общего образования (далее - учебный план); - план внеурочной деятельности; - календарный учебный график; - календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся МАОУ ОШ №5 г. Асино или в которых Учреждение принимает участие в учебном году или периоде обучения; - систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Учебный план начального общего образования. В соответствии с ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» учебный план МАОУ ОШ №5 г. Асино определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, учебных курсов иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностного подход и индивидуализацию обучения. В ходе освоения образовательных программ при реализации учебного плана на уровне начального общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе: закладывается основа формирования учебной деятельности учащегося система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат; формируются универсальные учебные действия; развивается познавательная мотивация и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Структура учебного плана соответствует требованиям к структуре ООП НОО в соответствии с ФГОС НОО и включает в себя следующие части: - Обязательная часть, которая включает в себя обязательные предметные области и учебные предметы, и учебное время, отводимое на изучение учебных предметов по классам (годам) обучения. - Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяющую содержание образования, которое обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), приоритетные направления образовательной деятельности Учреждения в соответствии с целевыми ориентирами и задачами реализации ООП НОО МАОУ ОШ №5 г. Асино. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения, а также отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; готовность обучающихся к продолжению образовательной деятельности при получении основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальныхситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и предусматривает: В 1-4 классах по обновленным ФГОС на математику добавлен еще 1 час из части, формируемой участниками образовательных отношений. Это необходимо для того, чтобы на уроках математики больше внимания уделять формированию у обучающихся умений строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приемы проверки правильности выполнения действий, а также различать, называть, изображать геометрические фигуры. Все эти умения являются показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основной школе. Учебный предмет математика является основой развития у обучающихся познавательных действий. Преподавание ведѐтся по соответствующим программам, утверждѐнным Министерством образования и науки РФ. При обучении учащихся начальной школы по курсу «Математика» используются учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. В спортивных классах введён еще 1 час физической культуры из части, формируемой участниками образовательных отношений. В целях постепенного наращивания учебной нагрузки при «ступенчатом» режиме обучения в первом полугодии в первом классе обеспечивается организация адаптационного периода: по 3 урока в день по 35 минут каждый в сентябре-декабре; по 4 урока по 40 минут каждый в январе-мае. В соответствии с п. 10.9, СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. № 189 продолжительность урока для 2-4-х классов 40 минут. Продолжительность учебной недели - 5 дней, в соответствии с п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10. В первом классе - пятидневная учебная неделя. В соответствии с п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821 - 10, во 2-4-х классах максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе - 23 часа. В каждой параллели обучающихся начального общего образования обучаются дети с ОВЗ. Учитывая рекомендации ПМПК, индивидуальные возможности данных обучающихся, изучение тем и контроль знаний для детей данной категории осуществляется на базовом уровне. Продолжительность учебной недели для детей с ограниченными возможностями здоровья 5 дней, продолжительность урока – 40 минут. Продолжительность учебного года при получении начального общего образования составляет 34 недели, в 1 классе - 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - 13 недель. Домашние задания даются обучающимся с учётом возможности их выполнения в следующих пределах: во 2 – 3 -м - до 1,5 ч., в 4-м - до 2 ч. (СанПиН 2.4.2.2821-10, п.10.30). В первом классе обучение ведется без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся. Проведение промежуточной аттестации обучающихся в МАОУ ОШ №5 г. Асино регламентируется Федеральным законом РФ от 29.12.2012 года No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Положением «О текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся». Ввиду отсутствия заявлений от родителей (законных представителей) обучающихся, в учебном плане 1-4 классов на предметы родной язык и литературное чтение на родном языке часы не отведены. В учебный план входят следующие обязательные для изучения предметныеобласти, учебные предметы (учебные модули): Предметные области Учебные предметы (учебные модули) Русский язык Русский язык и литературное чтение Литературное чтение Иностранный язык Иностранный язык Математика и информатика Математика Обществознание и естествознание Окружающий мир («окружающий мир») Основы религиозных культур и Основы религиозных культур и светской светской этики: этики учебный модуль: "Основы светской этики" Искусство Изобразительное искусство, Музыка Технология Технология Физическая культура Физическая культура При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор одного из учебных модулей "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы религиозных культур народов России", "Основы светской этики" осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Обязательная часть учебного плана реализуется в полном объеме. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного отношений, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся школы, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения. ООП НОО МАОУ ОШ №5 г. Асино реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов определены в разделе Программы Внеурочная деятельность Назначение плана внеурочной деятельности - психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План внеурочной деятельности формируется образовательной организацией с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются: поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; формирование культуры поведения в информационной среде. Внеурочная деятельность на уровне начального образования организуется по направлениям развития личности обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения образовательная организация учитывает: особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав); результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности; возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью; особенности информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация. Возможные направления внеурочной деятельности и их содержательное наполнение являются для образовательной организации общими ориентирами и не подлежат формальному копированию. При отборе направлений внеурочной деятельности каждая образовательная организация ориентируется, прежде всего, на свои особенности функционирования, психолого-педагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения. К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации могут привлекаться родители как законные участники образовательных отношений. Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в неделю. С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства, принципа преемственности всех уровней образования рекомендуется: 1 час в неделю отводить на внеурочное занятие "Разговоры о важном". Внеурочные занятия "Разговоры о важном" направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия "Разговоры о важном" должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. 1 час в неделю - на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности); 1 час в неделю - на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся. Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы, обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр. В зависимости от конкретных условий реализации основной образовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1-4 КЛАССЫ « Предметная область Учебный предмет Количество часов Форма промежуточной аттестации 1а,б 2а* 2б 3а,б 4а* 4б Русский язык и литературное чтение Русский язык Литературное чтение 5 4 5 4 5 4 5 4 5 4 5 4 Родной язык и литературное чтение на родном языке Родной язык Литературное чтение родном языке Иностранный язык Математика Окружающий мир 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 4 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 - - 1 1 1 2 20 1 1 1 1 2 22 Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание (окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура на Основы религиозных культур и светской этики Изобразительное искусство Музыка Технология (Труд) Физическая культура Итого: Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений при 5-дневной учебной неделе (математика) Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений при 5-дневной учебной неделе (физическая культура) Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5дневной учебной неделе Директор **2а, 4а – классы спортивного профиля /Е.А.Лингевич/ 1 1 1 2 22 1 1 1 1 2 22 1 1 1 1 1 2 23 1 1 1 1 2 23 23 Диктант Комплексная контрольная работа Тест Контрольная работа Сообщение Сообщение Творческая работа Тест Проект Итоговый зачёт Контрольная работа Аттестация в форме сдачи ГТО 1 21 УТВЕРЖДАЮ Директор школы №5 Е.А.Лингевич » 2023 23 23 23 23