02-03 УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ-ОШ №5 Е.А.Лингевич УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 – 9 КЛАССЫ Муниципального автономного общеобразовательного учреждения – общеобразовательной школы №5 г.Асино Томской области на 2023 – 2024 учебный год Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности Организация занятий внеурочной деятельностью, входящей в часть, формируемую участниками образовательных отношений, является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, предоставляющей обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и реализуют различныt форм ее организации, отличные от урочной системы обучения. Занятия проводятся учителями школы в форме экскурсий, кружков, олимпиад, соревнований, поисковых исследований. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования. Цель внеурочной деятельности: создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах. Задачи: - формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности; - развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей; - создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; - формирование культуры общения учащихся, осознания ими необходимости позитивного общения со взрослыми и сверстниками; - передача учащимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений; - знакомство с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений; - воспитание силы воли, терпения при достижении поставленной цели. Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности. Основные принципы организации внеурочной деятельности учащихся: 1. Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей. 2. Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся. 4. Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования. 5. Принцип целостности. 6. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования. 7. Принцип личностно - деятельностного подхода. 8. Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой, отечественной, региональной культур. 10. Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации 12. Принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоение. В соответствии с требованиями ФГОС ООО внеурочная деятельность в школе предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий и организуется по следующим направлениям развития личности: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, духовнонравственное. Предполагаемые результаты: Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. Формы организации внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Внеурочная деятельность предназначена для педагогически целесообразной занятости обучающихся в их свободное (внеурочное) время. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (до 1750 часов за пять лет обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность. Образовательные организации самостоятельно разрабатывают и утверждают план внеурочной деятельности. Принципы организации внеурочной деятельности: соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности; опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности; свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ОШ №5 г.Асино организует свою деятельность по следующим направлениям развития личности: Спортивно-оздоровительное Общеинтеллектуальное Общекультурное Социальное СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Основные задачи: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей; развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом. Данное направление реализуется программами внеурочной деятельности «Баскетбол», «Спортивные игры». По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, соревнования, показательные выступления, Дни здоровья, праздники. ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Основные задачи: формирование навыков научно-интеллектуального труда; развитие культуры логического мышления, воображения; формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности; овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования. Данное направление реализуется программами внеурочной деятельности «Математический ералаш», «Юный математик», «Занимательная математика», «Математика для всех», «Занимательная математика. Мир текстовых задач», «Юный физик», «Мир химии», «Основы биологических знаний», «В мире лексики», «Трудные вопросы русского языка». По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, выставки, защита проектов. ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран. Основные задачи: формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания; становление активной жизненной позиции; воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры. Данное направление реализуется программами внеурочной деятельности «Радуга творчества», «Рукодельница», «Чудеса своими руками». По итогам работы в данном направлении проводятся концерты, конкурсы, выставки, спектакли. СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме. Основные задачи: формирование психологической культуры и коммуникативой компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме; формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование основы культуры межэтнического общения; формирование отношения к семье как к основе российского общества; Данное направление реализуется программами внеурочной деятельности «Финансовая деятельность», «Основы исследовательской деятельности». По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, выставки, защиты проектов. Направления Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное Спортивнооздоровительное Наименование рабочей программы «Разговоры о важном» *** Уроки профориентации «Моя Россия – новые горизонты»*** «Физическая лаборатория» (т/р) «За страницами учебника биологии» (т/р) «Робототехника» (т/р) «Удивительная химия» (т/р) «Техническое моделирование» «Экология в нашей жизни» (т/р) Финансовая и функциональная грамотность Коррекционно-развивающее занятие «Основы социальной жизни» (ОВЗ) «Разговорный английский» «Трудные вопросы русского языка» «Математика для всех» «Студия «Театральная» «Волшебный мир танца» «Хоровое пение» «Баскетбол» «Юный спасатель» «Физическая культура» 5а 1 5б 1 Количество часов по годам обучения 6б 7а 7б 8а 1 1 1 1 1 1 1 1 6а 1 1 8б 1 1 9а 1 1 9б 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 3 1 1 1 1 1 1 1 1