02-03 УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ-ОШ №5 Е.А.Лингевич УЧЕБНЫЙ ПЛАН внеурочной деятельности 1-4 классы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения – общеобразовательной школы №5 г.Асино Томской области на 2023 – 2024 учебный год Пояснительная записка Внеурочная деятельность: определение, цель, задачи, принципы, функции. Внеурочная деятельность – это все виды деятельности школьника (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации; это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательно-образовательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества. Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является неотъемлемой частью системы обучения в начальной школе. Цели внеурочной деятельности на ступени начального общего образования: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций; воспитание и социализация духовно-нравственной личности. Задачи внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования согласуются с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Цель и задачи внеурочной деятельности сориентированы на становление личностных характеристик выпускника начальной школы («портрет выпускника начальной школы»). Это ученик: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Цели и задачи внеурочной деятельности определяют её основные функции в начальной школе: 1. Образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний; 2. Воспитательная - обогащение и расширение культурно-нравственного уровня учащихся; 3. Креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности; 4. Компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности; 5. Рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизиологических сил ребёнка; 6. Профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию; 7. Интеграционная - создание единого образовательного пространства школы; 8. Функция социализации - освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни; 9. Функция самореализации - самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие. Принципами организации внеурочной деятельности в МАОУ ОШ №5 являются: соответствие возрастным особенностям обучающихся; преемственность с технологиями учебной деятельности; опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности; опора на ценности воспитательной системы школы; свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка. Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности в школе: реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы; включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям; Ориентирами в организации внеурочной деятельности в МАОУ ОШ №5 являются: запросы родителей, законных представителей; приоритетные направления деятельности школы; интересы и склонности педагогов; возможности образовательных учреждений дополнительного образования; Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – на достижение личностных и метапредметных результатов, что определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Внеурочная деятельность организуется по 7 направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, информационно-просветительские занятия патриотической, экологической направленности «Разговоры о важном», социально-педагогическое «Финансовая грамотность» нравственной и Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре. Целью духовно-нравственного направления является освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике. Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству. Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность. Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков. Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном»: развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» социально-педагогическую направленность и предназначен имеет для повышения финансовой грамотности учащихся, что будет во многом способствовать формированию поколения финансово грамотных граждан нашей страны. Формы организации, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Время, отводимое на внеурочную деятельность в МАОУ ОШ №5, составляет 5 – 6 часов в неделю в каждом классе. Набор внеурочных занятий, их содержание формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Внеурочная деятельность не может быть обязательной нагрузкой: ученик, в конечном счёте, должен иметь возможность выбирать из предлагаемых школой курсов те, которые соответствуют его образовательным потребностям. В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность осуществляется на принципах деятельностного подхода, в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества План внеурочной деятельности определяет перечень компонентов внеучебной образовательной деятельности, организованных в разных формах (клубной, секционной, кружковой, тренинговой, в общественно-полезных и социальных практиках) за пределами урочных занятий. Режим организации внеурочной деятельности Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки. Расписание утверждается директором школы образовательного учреждения. План включает в себя следующие нормативы: - недельную (максимальную) нагрузку на обучающихся; - недельное количество часов на реализацию программ по каждому направлению развития личности; - количество групп по направлениям. Продолжительность учебного года составляет: 1 классы – 33 недели; 2-4 классы – 34 недель. Продолжительность учебной недели: 1-4 классы – 5 дней Продолжительность одного занятия составляет 35 - 45 минут. Для обучающихся первых классов в первом полугодии продолжительность занятия внеурочной деятельности не должна превышать 35 минут. Минимальное количество обучающихся в группе при проведении занятий внеурочной деятельности составляет 8 человек. Максимальное количество обучающихся на занятий внеурочной деятельности устанавливается образовательной организацией самостоятельно. Занятия проводятся по группам в соответствии с утвержденной программой. Вариант 2 Учебный план внеурочной деятельности 1-4 классы. 2023-2024 учебный год УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ-ОШ №5 Е.А.Лингевич «_______»_______________2023 Направления внеурочной деятельности Состав и структура внеурочной деятельности 1а 1б 2а 2б 3а 3б 4а 4б Информационнопросветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности Социальное «Разговоры о важном» 1 1 1 1 1 1 1 1 «Тропинка в профессию» «Финансовая и функциональная грамотность» Коррекционноразвивающие занятия с психологом «Путь к успеху» (ОВЗ); «Подвижные игры» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Социально педагогическое Спортивнооздоровительное «Робототехника» ИТОГО 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 9 1 9 1 9