Содержание: 1. Пояснительная записка. 2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности. 3. Учебный план. 4. Содержание программы. 5. Организационно-педагогические условия. 6. Календарный учебный график. 7. Список литературы. 1. Пояснительная записка В системе внеурочной деятельности проводится коррекционно-развивающая работа, предусматривающая организацию и проведение занятий, способствующих социальноличностному развитию обучающихся с умственной отсталостью, коррекции недостатков в психическом и физическом развитии и освоению ими содержания образования. Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкально-ритмической деятельности. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у детей с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается нарушение двигательных функций. Умственная отсталость обучающихся связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации. Ритмика, являясь синтетическим, интегративным видом деятельности, позволяет решать целый спектр разнообразных образовательных, воспитательных, развивающих и коррекционных задач, лежащих во многих плоскостях, - от задач укрепления здоровья умственно отсталых учащихся, развития их психомоторики, до задач формирования и развития у них творческих и созидательных способностей, коммуникативных умений и навыков. Важной задачей, имеющей коррекционное значение, является развитие музыкальноритмических движений, в ходе формирования которых интенсивно происходит эмоциональноэстетическое развитие детей, а также коррекция недостатков двигательной сферы. В процессе движений под музыку происходит их пространственно-временная организация, они приобретают плавность, становятся более точными и т. д. При этом повышается их общая выразительность. Занятия ритмикой способствуют коррекции осанки, развитию координации движений, дают возможность переключаться с одного вида движения на другой, а также занятия оказывают влияние на личностный облик детей: у них формируется чувство партнерства, складываются особые отношения со сверстниками. Актуальность программы: В соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 5.п.5.1) в целях реализации права каждого человека на образование в РФ создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Одним из психолого-педагогических ресурсов социальной интеграции и социальной адаптации детей с ОВЗ в сообществе сверстников, развития детско-родительских отношений является дополнительное образование Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий внеурочной деятельности «Ритмика» составлена на основе: 1. Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», 3. Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования». 4. Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 04.10.2010 г № 986, зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2011 г., регистрационный номер 19682). 5. Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г № 2106, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679) 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"" 7. Программы для 5– 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, автор А.А. Айдарбекова., допущенной Министерством образования РФ. Издательство М.: «Просвещение», 2013 г. 8. Годового календарного учебного графика Программа детализирует и раскрывает содержание федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ средствами учебного предмета. Место предмета в учебном плане: Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). На изучение предмета «Ритмика» отводится: в 5 классе 17 часов (1 час в две недели); в 6 классе 17 часов (1 час в две недели); в 7 классе 17 часов (1 час в две недели); в 8 классе 17 часов (1 час в две недели); в 9 классе 17 часов (1 час в две недели); На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, только дифференцированный подход в обучении. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программа определяет содержание предмета и учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе УО ИН (1 В). Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом. Цель программы обучения: осуществление коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности. использование занятий по ритмике в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности обучающегося, воспитание у него положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук. Задачи курса: способствовать коррекции нед остатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности ориентироваться в задании и планировать свою деятельность, намечать последовательность выполнения задания; исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительнодвигательную координацию развивать у учащихся речь, художественный вкус, укреплять здоровье, формировать правильную осанку. Физкультура. Формирование и совершенствование двигательных умений, воспитание нравственных, морально-волевых качеств, настойчивости, смелости, навыков культурного поведения. Музыка и пение. Умение слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивать способность переживать содержание музыкального образа. Движения под музыку оказывают не только коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создает благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала. Новизна программы в том, содержании двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков. Отличительные особенности данной программы является то , что она дает возможность закрепить навык правильного употребление звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитанием связи между звуком и его музыкальным образом. 2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности К числу планируемых результатов освоения программы отнесены: Ожидаемые результаты По окончании обучения, воспитанники должны уметь: Личностные результаты: • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья; • проявлять позитивные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми; • проявлять дисциплинированность и упорство в образовательной деятельности для достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укреплении личного здоровья; • принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать и развивать социально значимые мотивы учебной деятельности; • адекватное представление жизнеобеспечении. о собственных возможностях, о насущно необходимом Метапредметные результаты: • обеспечение защиты и сохранения личного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям; • управлять своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия; • формировать умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; • оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: • двигаться в соответствии с характером, темпом и динамикой музыки; • отличать начало и конец звучания музыкального произведения; • ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать по кругу, между предметами; • воспроизводить несложный ритм и простые движения с предметами; • выполнять игровые и плясовые движения, согласовывая движения рук с движениями ног и туловища; • выполнять дыхательные упражнения; • уметь себя самопрезентовать в выступлениях перед зрителями. Формы промежуточной аттестации и средства проверки и оценки результатов обучения Система текущей и промежуточной аттестации учащихся на занятиях ритмикой состоит из практических заданий, коррекционно-развивающих упражнений на каждом уроке; организации ритмических игр; проведении творческих выступлений. Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятиях или выполнения им некоторых работ. О достижении результатов следует судить по следующим критериям: o по оценке творческой продукции ребенка – исполнению им комплексов упражнений по ритмической гимнастике, танцев, песен; игре на простых музыкальных инструментах, участию в различных сценических представлениях; o по повышению уровня общей и физической культуры; o по введению речевого материала занятий в активный словарь воспитанников; o по отношениям в коллективе. 3. Учебный план 5 класс № п.п. 1 2 3. 4. Раздел Упражнения на ориентирование в пространстве Ритмико-гимнастические упражнения Координация движений, регулируемая музыкой Игры под музыку Всего Количество часов Теория 4 1 5 2 1 1 2 - Танцевальные упражнения 4 - Итого 17 3 Всего Количество часов Теория 3 1 7 2 1 - 4. Упражнения на ориентирование в пространстве Ритмико-гимнастические упражнения Координация движений, регулируемая музыкой Игры под музыку 2 - 5. Танцевальные упражнения 3 - Итого 17 2 Всего Количество часов Теория 3 1 5 2 1 - 4. Упражнения на ориентирование в пространстве Ритмико-гимнастические упражнения Координация движений, регулируемая музыкой Игры под музыку 3 - 5. Танцевальные упражнения 4 - Итого 17 2 5. 6 класс № п.п. 1 2 3. Раздел 7 класс № п.п. 1 2 3. Раздел 8 класс № п.п. Раздел Всего Количество часов Теория 3 1 6 3 1 - 4. Упражнения на ориентирование в пространстве Ритмико-гимнастические упражнения Координация движений, регулируемая музыкой Игры под музыку 2 - 5. Танцевальные упражнения 3 - Итого 17 2 Всего Количество часов Теория 3 1 6 3 1 - 4. Упражнения на ориентирование в пространстве Ритмико-гимнастические упражнения Координация движений, регулируемая музыкой Игры под музыку 2 - 5. Танцевальные упражнения 3 - Итого 17 2 1 2 3. 9 класс № п.п. 1 2 3. Раздел 4. Содержание программы 5 класс (17 часов) 1. Упражнения на ориентирование в пространстве Правильное исходное положение. Перестроение из шеренги в круг, цепочка. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами. Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами. Направления движений вперед, назад, направо, налево. Направления движений в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы. 2. Ритмико-гимнастические упражнения Общеразвивающие упражнения Наклоны и повороты туловища. Приседания с опорой и без опоры. Приседания с предметами. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений Перекрестное поднимание и опускание рук. Одновременные движения правой и левой рук. Одновременные движения рук и ног. Смена позиций рук. Свободное круговое движение рук. «Маятник». Упражнения на расслабление мышц Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник). 3. Координация движений, регулируемых музыкой Движения кистей рук в разных направлениях. Упражнения для пальцев рук на детском пианино. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане. 4. Игры под музыку Ритмичные движения в соответствии с характером музыки. Изменение танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке. Имитационные упражнения. Движения транспорта, людей. Музыкальные игры с предметами. 5. Танцевальные упражнения Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах, прямой галоп. Элементы русской пляски. Движения парами. Танец «Пляска с притопами». 6 класс (17 часов) Содержание программы: 1. Упражнения на ориентирование в пространстве Ходьба вдоль с поворотами. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Перестроение из колонны парами в колонну по одному. Построение круга из шеренги. Выполнение во время ходьбы и бега заданий с предметами. 2. Ритмико-гимнастические упражнения Общеразвивающие упражнения Упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы. Наклоны туловища. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук. Повороты туловища с передачей предмета. Движения рук и ног. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений Перекрестные движения. Сопряженные движения рук и ног. Одновременные движения рук и ног. Ускорение и замедление движений. Смена движений. Упражнения на расслабление мышц Встряхивание и раскачивание рук. Раскачивание рук поочередно и вместе. Выбрасывание ног. 3. Координация движений, регулируемых музыкой Круговые движения. Упражнения на детских музыкальных инструментах. Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне. Исполнение несложных ритмических рисунков на барабане. 4. Игры под музыку Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки. Различение изменений в музыке. Передача в движениях игровых образов. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценирование доступных песен. 5. Танцевальные упражнения Тихая ходьба, пружинящий шаг. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки, хлопки, полька. Переменные притопы. Элементы русской пляски. Движения местных народных танцев. 7 класс (17 часов) Содержание программы: 1. Упражнения на ориентирование в пространстве Ходьба разным шагом. Чередование видов ходьбы. Построение в колонны по три. Перестроение из одного круга в два, три круга. Перестроение из одного круга в концентрические круги. Выполнение движений с предметами. 2. Ритмико-гимнастические упражнения Общеразвивающие упражнения Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях. Поднимание на носках и приседание. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений Одновременные движения рук и ног. Круговые движения ног и рук. Упражнения с предметами. Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков. Упражнения на расслабление мышц Напряжение и расслабление мышцы рук, пальцев, плеча. Перенесение тяжести тела. 3. Координация движений, регулируемых музыкой Упражнение с барабанными палочками. Исполнение гаммы на музыкальных инструментах. Исполнение различных ритмов на барабане и бубне. 4. Игры под музыку Передача в движениях частей музыкального произведения. Передача в движении динамического нарастания в музыке. Ускорение и замедление темпа движений. Широкий, высокий бег; элементы движений и танца. Передаче игровых образов. Смена ролей в импровизации. Действия с воображаемыми предметами. Подвижные игры с пением и речевым сопровождением. 5. Танцевальные упражнения Элементы хороводного танца. Шаг на носках. Шаг польки. Сильные поскоки, боковой галоп. Движения парами: боковой галоп, поскоки. Элементы русской пляски. Основные движения народных танцев. 8 класс (17 часов) Содержание программы: 1. Упражнения на ориентирование в пространстве Перестроение в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из колонн в круги. Перестроение из кругов в звездочки и карусели. Сохранять правильные дистанции во всех видах построения. Ходить по диагональным линиям по часовой стрелке и против. 2. Ритмико-гимнастические упражнения Общеразвивающие упражнения Движения головы и туловища. Круговые движения плеч. Движения кистей рук. Круговые движения и повороты туловища. Сочетания движений ног. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений Разнообразные сочетания движений рук, ног, головы. Упражнения под музыку. Самостоятельное составление ритмических рисунков. Сочетание хлопков и притопов с предметами. Упражнения на расслабление мышц Прыжки на двух ногах с одновременным расслаблением. Расслабление и опускание головы, корпуса с позиции стоя, сидя 3. Координация движений, регулируемых музыкой Упражнения на детском пианино. Движения пальцев рук, кистей. Передача основного ритма знакомой песни Упражнения на аккордеоне, духовой гармонике. 4. Игры под музыку Передача в движении ритмического рисунка. Смена движения в соответствии со сменой частей. Начало движения. Разучивание игр, элементов танцевальных движений. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. 5. Танцевальные упражнения Галоп. Элементы русской пляски. Присядка. Круговой галоп. Шаг кадрили. Пружинящий бег Поскоки с продвижением. Элементы народных танцев. 9 класс (17 часов) Содержание программы: 1. Упражнения на ориентирование в пространстве Перестроение в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из колонн в круги. Перестроение из кругов в звездочки и карусели. Сохранять правильные дистанции во всех видах построения. Ходить по диагональным линиям по часовой стрелке и против. 2. Ритмико-гимнастические упражнения Общеразвивающие упражнения Движения головы и туловища. Круговые движения плеч. Движения кистей рук. Круговые движения и повороты туловища. Сочетания движений ног. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений Разнообразные сочетания движений рук, ног, головы. Упражнения под музыку. Самостоятельное составление ритмических рисунков. Сочетание хлопков и притопов с предметами. Упражнения на расслабление мышц Прыжки на двух ногах с одновременным расслаблением. Расслабление и опускание головы, корпуса с позиции стоя, сидя 3. Координация движений, регулируемых музыкой Упражнения на детском пианино. Движения пальцев рук, кистей. Передача основного ритма знакомой песни Упражнения на аккордеоне, духовой гармонике. 4. Игры под музыку Передача в движении ритмического рисунка. Смена движения в соответствии со сменой частей. Начало движения. Разучивание игр, элементов танцевальных движений. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. 5. Танцевальные упражнения Галоп. Элементы русской пляски. Присядка. Круговой галоп. Шаг кадрили. Пружинящий бег Поскоки с продвижением. Элементы народных танцев. 5. Организационно-педагогические условия Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Программно-методические материалы: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой. Подготовительный класс, 5 – 9 класс (автор – А.А. Айдарбекова). М., «Просвещение», 2009 г. Материально-техническое обеспечение: технические средства обучения ( компьютер, мультимедийная установка); музыкально-дидактические пособия (аудио и видеозаписи, звучащие игрушки, музыкально-дидактические игры), детские музыкальные инструменты: флейта, трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, маракасы, кастаньеты, металлофоны ксилофоны; свистульки, деревянные ложки; дидактическое оборудование: обручи, мячи, флажки, скакалки, ленты; дождики, шары, обручи. 6. Календарный учебный график 5 класс № урок а Тема К-во часо в Дат а Деятельност ь учащихся Коррекционная работа Ожидаемый результат I четверть Упражнения на ориентирование в пространстве 1 Упражнения на ориентирование в пространстве. Правильное исходное положение. Упражнения на 2 Исходное положение, шаг марша, бег с опущенным и поднятым коленом, шеренга Развитие пространства и умения ориентироваться в нем Развитие способности Уметь готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и ориентирование в пространстве. Перестроение из шеренги в круг, цепочка. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Упражнения на ориентирование в пространстве. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами. Наклонять, поворачивать голову. Выполнять круговые движения плеч: вперед, назад. Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами словесному выражению пространственных отношений (движений влево, вправо, назад, вперед, руки вверхвниз и т. д.) входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение. Нормализация мышечного тонуса, тренировка отдельных групп мышц, развитие основных видов движений. Уметь равняться в шеренге, в колонне; ходить свободным естественным шагом, двигаясь по залу в разных направлениях, не мешая друг другу. Развитие точности, координации, Движения рук плавности, переключаемости в разных движений. направлениях ; наклонить, повернуть туловище вправо, влево. Развить подвижность плечевого и шейного отдела. Уметь ритмично выполнять несложные движения руками и ногами. Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений 2. Ритмикогимнастические упражнения. Перекрестное поднимание и опускание рук. Ритмикогимнастические упражнения. Одновременные движения правой и левой рук 1 Поднимать и опускать руки по очереди, перекрестно. Выставить левую ногу вперед. Правую руку вперед. Развитие точности, координации, плавности, переключаемости движений. Научиться быстро, точно и ловко управлять движениями рук. Нормализация мышечного тонуса, тренировка отдельных групп мышц. Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц 3. Ритмикогимнастические упражнения. Свободное круговое движение рук. 1 Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник). Круговые движения рук, поднимать. Опускать плечи. Ощущать напряжение и расслабление мышц, развивать координацию движений рук. Перенести тяжесть тела с одной ноги на другую. Нормализация мышечного тонуса, выработка чувства равновесия. Научиться ощущать напряжение и расслабление в теле. II четверть Координация движений, регулируемых музыкой 4. Координация движений, регулируемых музыкой. Движения кистей рук в разных направлениях. 1 Двигать кистями рук в разных направлениях . Сжимать пальцы в кулак, поочередно закрывать пальцы. Развитие быстроты и точности реакции на звуковые или вербальные сигналы. Научиться слушать и слышать музыку и соотносить свои движение в соответствии с музыкальными оттенками. Игры под музыку 5. Игры под музыку. Ритмичные движения в соответствии с характером музыки Игры под музыку. Изменение танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке 1 Выполнять ритмические движения в соответствии с различным характером музыкальной динамики Выполнять ритмические движения в соответствии с различным характером музыкальной динамики Изменение характера движений в соответствии с изменением контрастов звучания. Развитие слухового восприятия, коррекция эмоциональной сферы. Уметь соотносить темп движения с характером и динамическими оттенками музыки. Танцевальные упражнения 6. 7. Танцевальные упражнения. Знакомство с танцевальными движениями 1 Танцевальные упражнения. Бодрый, спокойный, топающий шаг. 1 Танцевальные упражнения. Бег легкий, на полупальцах. Танцевальные упражнения. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. РК Прямой галоп. Танцевальные движения. Танец «Барыня», Шагать бодро, спокойно, тихо, топая ногами. «Утята» Развитие точности, координации, плавности, переключаемости движений. Развитие мышечного тонуса, координации движений. Формирование чувства музыкального темпа. Легкий бег на Развитие быстроты и полупальцах, точности реакции. легкий шаг на полупальцах. Галоп. Прыжки на двух ногах с разными положениями рук. III четверть Упражнения на ориентирование в пространстве Выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя. Начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки. Знать и правильно исполнять основные виды шагов: простой шаг, топающий шаг, танцевальный бег, галоп прямой и боковой. 8. Упражнения на ориентирование в пространстве. Направления движений вперед, назад, направо, налево. Упражнения на ориентирование в пространстве. Направления движений в круг, из круга. Упражнения на ориентирование в пространстве. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы. РК 2 Движения вперед, назад, направо, налево пляски с хлопками. Маршировка по кругу с остановкой по музыке. Шаги с ударом, вперед, назад, в круг, из круга Развитие пространственной организации собственных движений, оптикопространственной ориентировки в пространстве зала через движение. Развитие пространственных представлений, способности словесному выражению пространственных отношений. Простые шаги, шаги на Коррекция носках. пространственных представлений, Простые шаги, шаги на согласованности пятках. Бег по движений. кругу, ногу отбросить назад. Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения Знать простейшие пространственн ые понятия. Ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии. Уметь согласовывать разного рода движения с перемещением по пространству помещения. Ритмикогимнастические общеразвивающ ие упражнения. Наклоны и повороты туловища 2 Ритмикогимнастические общеразвивающ ие упражнения. Согнуть, разогнуть ногу в подъеме, переступить с ноги на ногу, подъём вытянуть. Круговые движения стопой. Приседания с опорой и без опоры, с предметами Приседания с опорой и без опоры Ритмикогимнастические общеразвивающ ие упражнения. Приседания с предметами Выставлять ногу на носок в разные стороны Нормализация мышечного тонуса, тренировка отдельных групп мышц. Преодоление двигательной скованности движений. Нормализация мышечного тонуса, тренировка отдельных групп мышц. Знать правила постановки корпуса. Запомнить и уметь выполнить ритмикогимнастические упражнения. Хорошо развита гибкость и пластичность движений. Выработка правильной осанки, чувства равновесия. пляски с кружением, хлопками. Ритмикогимнастические общеразвивающ ие упражнения. Подъем на полупальцы. Вырабатыват ь осанку. Упражнения на выработку осанки. Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений Ритмико- 1 Выставить Развитие словесной Знать движения гимнастические упражнения на координацию движений. Одновременные движения рук и ног. ногу назад, левую руку вперед, с упругой ноги. Знать позиции рук, сменить позиции рук. Ритмикогимнастические упражнения на координацию движений. Смена позиций рук Провожать движения рук головой, взглядом Прохлопать простой рисунок Ритмикогимнастические упражнения на координацию движений. Свободное круговое движение рук. «Маятник» регуляции действий на основе согласования слова и движений. на развитие координации, уметь выполнять их. Развитие умения реализовать запрограммированн ые действия по условному сигналу. Хорошо выполнять ранее изученные упражнения, позиции, движения. Развитие произвольности при выполнении движений и действий. Самостоятельно исполнять танец на развитие координации движений. пляски с притопами IV четверть Координация движений, регулируемых музыкой Музыкальные инструменты. Упражнения для пальцев рук на детском пианино. Движения под музыку. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане 1 Соединить пальцы в разных позициях. Мелкие движения пальцев рук. Отстучать простой ритмический рисунок. Проговариват ь слова стихов, попевок, песен Коррекция мелкой моторики, согласованности движений. Знать названия музыкальных инструментов, уметь исполнять простейший Формирование ритмический чувства рисунок на музыкального темпа, барабане и детском восприятия пианино. ритмического рисунка. Знать слова стихов и считалок, используемых на уроке. Уметь проговаривать их вместе со звучанием музыкального инструмента. Игры под музыку Игры под музыку. Имитационные упражнения. 1 Игры под музыку. Движения транспорта, людей. Музыкальные игры с предметами. Изменять направление и формы ходьбы Развитие имитационноподражательных выразительных движений под Имитационны музыку. е игры, движения Развитие имитационноМузыкальные подражательных игры с выразительных движений. предметами. Знать правила игр. Владеть имитационноподражательным и движениями. Согласовывать движения с речью. Согласование движений с пением. РК Танцевальные упражнения Танцевальные упражнения. Элементы русской пляски Танцевальные упражнения. Движения парами Танец «Пляска с притопами» 2 Маховые движения рук: на счет 1,2; на счет 1 пауза 2 Развитие различных качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения). Элементы русской пляски. положение рук в русском танце. Развитие умения выполнять совместные действия и коммуникативных навыков. Уметь начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки. Развитие произвольности при выполнении движений и действий. Начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки. Знать особенности исполнения танцевальных упражнений. Уметь работать в паре, в коллективе. 6 класс № уро Тема К-во Дата Деятельность учащихся Коррекционная ка часов I четверть Упражнения на ориентировку в пространстве 1. Упражнения на ориентировку в пространстве. Ходьба вдоль стен с поворотами. 1 Упражнения на ориентировку в пространстве. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Совершенствовать навыки ходьбы, бега. Ходить вдоль стен с чётким поворотом в углах зала. Как строиться, ходить, положение рук. Развитие пространс представлений, опт пространственной ориентировки в зал движение. Построение в шеренгу, колонну, цепочку, круг, парами. Как строиться в круг. Развитие пространственных представлений: пон вербальных инстру отражающих пространственные о и выполнение дейст основе вербальной инструкции. Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения 2. Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Упражнения с лентами 2 Развести руки в стороны, раскачивать их перед собой, упражнения с предметами. Как правильно держать мяч. Развитие точности, координации, плавн переключаемости д РК Наклонять и поворачивать голову вперёд, назад Развитие точности, координации, переключаемости д Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Наклоны и повороты головы Наклонять и поворачивать корпус в сочетании с движениями рук Нормализация мыш тонуса, тренировка групп мышц. Поворачивать корпус с передачей предмета Коррекция согласов движений. Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Наклоны туловища Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движен 3. Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Перекрестные движения 1 Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Сопряженные движения рук и ног Движение головой и левой рукой в разных направлениях, перекрестное движение. положение пальцев ног. Коррекция координ крупной и мелкой м Развитие быстроты реакции. Отвести ногу в сторону, назад, в сторону, назад вместе с руками. Положение кистей рук. II четверть Координационные движения, регулируемые музыкой 4. Координационные движения, 1 регулируемые музыкой. Круговые движения руками. Упражнения на детских музыкальных инструментах. Круговые движения кистью руки: напряженно и свободно Одновременно сгибать в кулак пальцы одной руки и разгибать другой руки в медленном темпе. Отработать положение ног при выполнении этого упражнения Развитие точности, координации, плавн переключаемости д Развитие подвижно пальцев, координац движений рук, слух восприятия. Игры под музыку 5. Игры под музыку. Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки 1 Игры под музыку. Различение изменений в музыке Выполнять движения в соответствии с разнообразным характером музыки. Различать темповые, динамические изменения Выразительно исполнять знакомые движения и эмоционально передавать в движениях игровые образы. Знать передаваемые образы РК Изменение характе движений в соответ изменением контра звучания. Формирование чувс музыкального темп восприятия ритмич рисунка. Танцевальные упражнения 6. Танцевальные упражнения. Тихая ходьба, пружинящий шаг. Танцевальные упражнения. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Хлопки. Полька. 1 Ходить тихо, настороженно, мягко, пружинисто, танцевально Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Развитие словесной действий на основе согласования слова движений. Развитие умения ре запрограммированн действия по условн сигналу. Упражнения на ориентирование в пространстве 7. Упражнения на ориентирование в пространстве. 1 Перестроение из колонны парами в колонну по одному. Построиться в колонну по два человека; построиться в колонну по одному из колонны парами. Развитие быстроты реакции на звуковы вербальные сигналы III четверть Упражнения на ориентирование в пространстве 8. Упражнения на ориентирование в пространстве. 1 Построение круга из шеренги. Построиться в круг из шеренги и из движения в рассыпную. Построение круга из шеренги Упражнения на ориентирование в пространстве. Развитие пространственных представлений. Развитие произволь выполнении движен действий. Выполнение во время ходьбы и бега заданий с предметами Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения 9. Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Повороты туловища с передачей предмета РК Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Движения рук и ног. 1 Уклонять и поворачивать Развитие точности, голову вперед, туловище назад координации, плавн переключаемости д Опускать, поднимать предметы перед собой Коррекция согласов движений. Выставлять ноги вперед Выработка правиль поочередно Резко поднимать осанки, чувства рав согнутую в колене ногу Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения. Упражнения на выработку осанки Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движен 10. Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Одновременные движения рук и ног. 1 Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Ускорение и замедление движений Отвести ногу в сторону, назад, вместе с руками Преодоление двига автоматизма движе Выполнять упражнения ритмично, ускоряя, замедляя Изменение характе движений в соответ изменением контра звучания, коррекци слухового восприят Выполнять упражнения ритмично, ускоряя, замедляя Развитие различных внимания (устойчи переключения, распределения). Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений. Смена движений. Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц 11. Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц. Встряхивание и раскачивание рук. 1 Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц. Раскачивание рук поочередно и вместе Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц. Выбрасывание ног Выполнять свободное падание рук из исходного положения, из положения руки в стороны. Знать исходное положение. Развитие быстроты реакции на звуковы вербальные сигналы Раскачивать руки в стороны, перед собой и в сочетании с наклоном корпуса Развитие словесной действий на основе согласования слова движений Выбрасывать поочередно правую ногу вперед, левую Развитие быстроты реакции. IV четверть Координационные движения, регулируемые музыкой 12. Координационные движения, 1 регулируемые музыкой Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне Одновременно сгибать в кулак пальцы одной руки и разгибать пальцы другой в медленном темпе, с ускорением Координационные движения, регулируемые музыкой Исполнение несложных ритмических рисунков на барабане Уметь исполнять восходящие гаммы и нисходящие в пределах пяти нот Игры под музыку Развитие произволь выполнении движен действий. Развитие всех видо (зрительной, мотор слуховой). 13. Игры под музыку. Передача в движениях игровых образов. Выразительно исполнять знакомые движения и эмоционально передавать в движениях игровые образы 1 Игры под музыку. Игры с пением и речевым сопровождением. Танцевальные упражнения. Переменные притопы. Согласование движ пением. Выполнять игры с предметами, с пением, речевым сопровождением Игры под музыку. Инсценирование доступных песен. 14. Формирование спос пониманию различн эмоциональных сос Развитие способнос созданию выразите образа с помощью невербальных средс Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии. Танцевальные упражнения 2 Танцевальные упражнения. Элементы русской пляски Выполнять притопы переменные, прыжки с выбрасыванием ноги вперед Развитие произволь выполнении движен действий. Элементы русской пляски Согласование движ пением. Выполнять игры с предметами, с пением, речевым сопровождением Танцевальные упражнения. движения местных народных танцев. РК Выполнять основные движения парами по прямой, по кругу Развитие умения вы совместные действи коммуникативных н 7 класс № у р о к а Тема Кво ча с Да та Деятельность учащихся Коррекционная работа I четверть Упражнения на ориентировку в пространстве Ожидаемый результат 1. Упражнения на ориентировку в пространстве. Ходьба разным шагом. 1 Упражнения на ориентировку в пространстве. Чередование видов ходьбы. Ходить в соответствии с метрической пульсацией. Знать исходное положение, построение в шеренгу Чередовать ходьбу с приседанием Упражнения на ориентировку в пространстве. Построение в колонны по три. Ходить на носочках, пятках. Рассчитываться на 1, 2, 3. знать положение рук при выполнении этих упражнений Развитие пространственной ориентации Развитие быстроты и точности реакции. Развитие пространственной организации собственных движений. Занимать исходное положение для каждого упражнения. Уметь построиться в шеренгу. Уметь быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Уметь рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в колонны по три, шеренги. Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения 2. Ритмикогимнастические общеразвивающие упражнения. Наклоны, повороты и круговые движения головы. Ритмикогимнастические общеразвивающие упражнения. Движения рук в разных направлениях 1 Наклоны, повороты, круговые движения головы Движения рук в разных направлениях. Повороты туловища. Знать, определять тип музыки Нормализация мышечного тонуса, тренировка отдельных групп мышц, развитие основных видов движений. Коррекция переключаемости движений. Знать и отличать понятия «наклон», «поворот». Уметь выполнять движения в заданных направлениях разными частями тела. Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений 3. Ритмикогимнастические упражнения на координацию движений. Одновременные движения рук и ног. 1 Ритмикогимнастические упражнения на координацию движений. Круговые движения ног и рук. Взмах ногой в разные стороны с одновременным движением рук. Знать, как соединяются ладошки при хлопке. Коррекция согласованности движений. Развитие точности, координации движений. Круговые движения ног в сочетании с круговым движением рук (правой, левой) Координировать движения рук и ног. Уметь выполнять одноименные и разноименные движения руками и ногами. Уметь сочетать движения с хлопками. Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц 4. Ритмикогимнастические упражнения на расслабление мышц. Напряжение, расслабление мышц рук, пальцев, плеча. 1 Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус, стоя на полупальцах. Знать положение головы Преодоление мышечных зажимов. Уметь быстро расслабить мыщцы и сбросить напряжение в теле. РК II четверть Игры под музыку 5. Игры под музыку. Передача в движениях частей музыкального произведения Игры под музыку. Передача в движении динамического нарастания в музыке 1 Передавать в движениях частей музыкального произведения Передать в движении динамическое нарастание в музыке, сильной доли такта Развитие выразительности движений. Изменение характера движений в соответствии с изменением контрастов звучания Танцевальные упражнения Уметь слушать и слышать музыку, реагировать на изменения в музыке. 6. Танцевальные 2 упражнения. Элементы хороводного танца РК Танцевальные упражнения. Шаг на носках Элементы танца по программе, выполнять чётко, красиво. Знать положение рук при выполнении движений Шаг на носках (простой), шаг на носках на счёт три, четыре – опуститься. Шаг польки Танцевальные упражнения. Шаг польки. Развитие словесной регуляции действий на основе согласования слова и движений. Преодоление двигательных зажимов. Развитие быстроты и точности реакции. Знать что такое «хоровод», уметь согласовывать движение с речевым сопровождением. Знать особенности выполнения шага на носках, уметь вступить на разный счет. Научиться исполнять шаг польки с высоким и длинным подскоком. Высокие подскоки, боковой галоп Упражнения на ориентирование в пространстве 7. Упражнения на ориентирование в пространстве. Перестроение из одного круга в два, три круга 1 Перестроиться из одного круга в два, три Перестроиться в концентрические круги Упражнения на ориентирование в пространстве. Перестроение из одного круга в концентрические круги Развитие оптикопространственной ориентировки в пространстве зала через движение. Развитие умения выполнять совместные действия. Знать особенности перестроений из линии и колонны в круги. Уметь работать коллективно и слаженно. III четверть Координационные движения, регулируемые музыкой 8. Музыкальные инструменты. Упражнение с барабанными палочками. 1 Сгибать, разгибать, встряхивать, поворачивать руки в разных направлениях. Сжимать, разжимать пальцы в кулак Коррекция мелкой моторики, подвижности пальцев рук. Упражнения на ориентирование в пространстве Научиться игре на барабане, уметь управляться с барабанными палочками. Повторять ритм, заданный учителем. 9. Упражнения на ориентирование в пространстве. Выполнение движений с предметами 1 Выполнение движений с лентами, обход их при ходьбе, передаче предметов. Коррекция двигательных навыков, ловкости, точности. Научиться манипулировать предметом при выполнении перестроений. Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения 1 0. Ритмикогимнастические общеразвивающие упражнения. Поднимание на носках и приседание 0.5 Ритмикогимнастические общеразвивающие упражнения. Упражнения на выработку осанки. Приседать, подниматься на носки (движения делать раздельно и слитно) Круговые движения ног (ступни) Выставлять ногу в разных направлениях. Развитие различных качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения). Выработка правильной осанки, чувства равновесия. Упражнения на выработку осанки Уметь держать осанку и корпус во время движения. Уметь подняться высоко на носочки и низко присесть, при этом соблюдая постановку корпуса. Перелезание через сцепленные руки, через палку. Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений 1 1. Ритмикогимнастические упражнения на координацию движений. Упражнения с предметами Ритмикогимнастические упражнения на координацию движений. Одновременное прохлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков. 0.5 Выполнять упражнения на координацию движений с предметами Развитие словесной регуляции действий на основе согласования слова и движений. Задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами) Формирование чувства ритма, восприятия ритмического рисунка. Повторять любой ритм, заданный учителем; Задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами). Развитие всех видов памяти. Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц 1 2. Ритмикогимнастические упражнения на расслабление мышц. Перенесение тяжести тела 1 Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую, из стороны в сторону Коррекция восприятия своего тела и отдельных его частей. Уметь ощущать вес собственного тела, переносить тяжесть тела с ноги на ногу. Координационные движения, регулируемые музыкой 1 3. Координационные движения, регулируемые музыкой. Исполнение гаммы на музыкальных инструментах 0.5 Исполнять гаммы в пределах одной октавы обеими руками (отдельно). Составить простой ритмический рисунок повторять любой ритм, заданный учителем. Координационные движения, регулируемые музыкой. Исполнение различных ритмов на барабане и бубне. РК Коррекция слухового восприятия, мелкой моторики руки. Развитие произвольности при выполнении движений и действий. Знать что такое «гамма», научиться исполнять ее на музыкальном инструменте. Исполнять ритмы различных мелодий на барабане или бубне. Игры под музыку 1 4. Игры под музыку. Ускорение и замедление темпа движений Игры под музыку. Широкий, высокий бег. Элементы движений и танца 0.5 Прохлопывать несложный ритмический рисунок Пружинные движения, плавные, спокойные. Самостоятельно ускорять, замедлять темп упражнений Изменение характера движений в соответствии с изменением контрастов звучания. Развитие произвольности при выполнении движений и действий. IV четверть Игры под музыку Уметь скоординировать свои движения в соответствии с характером и темпом музыки. Знать понятия «ширина», «высота». Уметь использовать эти понятия в игре. 1 5. Игры под музыку. Передача игровых образов. 2 Игры под музыку. Смена ролей в импровизации. Игры под музыку. Действия с воображаемыми предметами Передавать образ при инсценировке песни Развитие способности к созданию выразительного Передавать в образа с помощью движении невербальных развернутый сюжет средств. Уметь выполнять действия с воображаемым предметом. Придумывать их. Игры под музыку. Подвижные игры с пением и речевым сопровождением Формирование способности к пониманию различных эмоциональных состояний на основе восприятия невербальных стимулов. Развитие воображения, коррекция психических процессов. РК Согласование движений с пением. Передавать в игровых и плясовых движениях различные образы. Уметь импровизировать, исполнять разнохарактерные роли. Развить способность воображать предмет и манипулировать воображаемым предметом. Уметь согласовывать речь с движением и игрой. Танцевальные упражнения 1 6. Танцевальные упражнения. Сильные поскоки, боковой галоп Танцевальные упражнения Движения парами: боковой галоп, поскоки. Танцевальные упражнения Элементы русской пляски Танцевальные упражнения Основные движения народных танцев 2 Двигаться парами по кругу лицом, боком Двигаться парами по кругу лицом, боком Элементы русской пляски на месте, с передвижениями Выполнять основные движения народных танцев Развитие умения выполнять совместные действия. Коррекция коммуникативных навыков. Развитие точности, координации, плавности, переключаемости движений. Уметь выполнять одно и то же движение в паре, одинаково и синхронно. Двигаться по кругу, соблюдая дистанцию и одновременно выполнять танцевальные движения. Уметь выполнять Развитие умения движения русских реализовать танцев: присядка, запрограммирован ковырялочка. ные действия по условному сигналу. 8 класс № Тема Кво ча со в у р о к а Да та Деятельность учащихся Коррекционная работа Ожидаемый результат I четверть Упражнения на ориентирование в пространстве 1. Упражнения на ориентирование в пространстве. Перестроение в колонну по четыре 1 Перестроиться из колонны по одному в колонну по четыре Перестроиться в шахматном порядке (из колонны) Упражнения на ориентирование в пространстве. Построение в шахматном порядке Построиться из нескольких колонн в круги, сужая их и расширяя Упражнения на ориентирование в пространстве. Перестроение из колонн в круги. Развитие пространства и умения ориентироваться в нем Развитие пространства и умения ориентироваться в нем Чётко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки. Развитие пространственных представлений Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения 2. Ритмикогимнастические общеразвивающие упражнения. Движения головы и туловища Ритмикогимнастические общеразвивающие упражнения. Круговые движения плеч 1 Круговые движения головы (с акцентом). Движения кистями рук. Коррекция согласованности движения рук с движением туловища, головы. Круговые Соотнесение темпа движения плечами: и ритма вверх, вниз, вперед, назад Отмечать в движении акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений 3. Ритмикогимнастические упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания движений рук, ног, головы 1 Разнообразные сочетания движений рук, ног, головы Выполнять упражнения с ускорением. С замедлением Коррекция согласованности движения рук с движением ног, туловища, головы. Развивать умение соотносить темп и ритм Поднимать голову, корпус с позиции на корточках Ритмикогимнастические упражнения на координацию движений. Упражнения под музыку. Уметь координировать свои действия и движения. Выполнять упражнения в разных темпах. Соотносить темп музыки с характером и темпом собственных движений. РК Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц 4. Ритмикогимнастические упражнения на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах с одновременным расслаблением. 1 Прыжки на двух ногах с одновременным расслаблением. Развивать у детей подвижность, ощущать напряжение и расслабление мышц Научиться прыгать в разных направлениях. II четверть Упражнения с детскими музыкальными инструментами 5. Координационные движения, регулируемые музыкой. Упражнения на детском пианино 1 Движения кистей и пальцев рук в разном темпе: медленном, среднем, быстром, с постепенным ускорением, с резким изменением темпа и плавности движений. Развивать у детей подвижность пальцев, координацию движений рук. Игры под музыку Слышать и распознавать в музыке ритмический рисунок, акцент. 6. Игры под музыку. Передача в движении ритмического рисунка 1 Игры под музыку. Смена движения в соответствии со сменой частей Упражнения на передачу ритмических рисунков темповых и динамических изменений в музыке Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Развивать у детей слуховое восприятие, координацию движений рук. Задавать ритм мелодии одноклассникам и уметь его проверять. Развивать у детей подвижность пальцев, ощущать напряжение и расслабление мышц, координацию движений рук. Слышать изменения в музыке и быстро реагировать на них сменой движения. Танцевальные упражнения 7. Танцевальные упражнения. Галоп 2 Танцевальные упражнения. Круговой галоп Упражнения на различение элементов народных танцев. Развитие восприятия, памяти, быстроты реакции. Разучивание народных танцев Развитие умения работать сообща, в паре, в группе. Танцевальные упражнения. Присядка Танцевальный элемент «присядка». Танцевальные упражнения. Элементы русской пляски. Пружинящий бег. Простые шаги вперед, назад. Три простых шага, притоп (вперед, назад) РК Развитие координации, подвижности, ловкости. Привитие навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца III четверть Координационные движения, регулируемые музыкой Уметь выполнять галоп в паре и по кругу. Исполнять присядку, соблюдая правильную осанку, быстро и ловко выпрямляться. Уметь исполнить танцевальную комбинацию из шагов, притопов и хлопков. 8. Координационные движения, регулируемые музыкой. Движения пальцев рук, кистей. 1 Вращать кистями рук по кругу, пальцы сжаты в кулак Противопоставлять один палец остальным. Двигать руками в разном направлении Развивать у детей подвижность пальцев, ощущать напряжение и расслабление мышц, координацию движений рук. Уметь выполнять элементы пальчиковой гимнастики под музыку. Упражнения на ориентирование в пространстве 9. Упражнения на ориентирование в пространстве. Перестроение из кругов в звездочки и карусели 1 Упражнения на ориентирование в пространстве. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Перестроиться из простых и концентрированны х кругов в «звездочки» и «карусели». Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Ходить по диагональным линиям по часовой стрелке и против Упражнения на ориентирование в пространстве. Сохранять правильные дистанции во всех видах построения Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок. Развитие пространства и умения ориентироваться в нем, учить перестраиваться с образованием кругов, «звездочек», «каруселей». Умение находить центр помещения. Развитие пространства и умения ориентироваться в нем; развитие ловкости, быстроты реакции, точность движений. Ориентироваться в пространстве зала, владеть пространственны ми понятиями. Знать фигурыпостроения: линия, колонна, круг, карусель, звездочка. Уметь перестраиваться во все перечисленные фигуры. Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения 1 0. Ритмикогимнастические общеразвивающие 1 Выбрасывать руки вперед, в стороны, Коррекция согласованности Знать упражнения для рук, ног, корпуса, упражнения. Движения кистей рук 1 вверх движений рук. Поворачивать корпус с передачей предметов Коррекция согласованности движения рук с движением Выставлять ногу во туловища. все стороны (начиная вправо) Коррекция согласованности Ходить на движения рук с внутренних краях движением ног. стопы Развитие мышечного аппарата, правильной осанки. Ритмикогимнастические общеразвивающие упражнения. Круговые движения и повороты туловища Ритмикогимнастические общеразвивающие упражнения. Сочетания движений ног. спины и уметь их выполнять. Ритмикогимнастические общеразвивающие упражнения. Упражнения на выработку осанки. Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений 1 1. Ритмикогимнастические упражнения на координацию движений. Самостоятельное составление ритмических рисунков Ритмикогимнастические упражнения на координацию движений. Сочетание хлопков и притопов с предметами. РК 0.5 Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. Самостоятельно составить ритмический рисунок, прохлопать его Сочетание хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном). Развитие координации, слухового восприятия, соотнесение темпа и ритма. Развитие моторных навыков Уметь без помощи учителя составить ритмический рисунок и продемонстриров ать его одноклассникам. Уметь согласовывать движения. Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц 1 2. Ритмикогимнастические упражнения на расслабление мышц. Опускать голову, корпус с позиции стоя, сидя 0.5 С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка). То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка). Ощущать напряжение и расслабление мышц. Уметь расслаблять и напрягать мышцы, выполняя имитационные упражнения. IV четверть Координационные движения, регулируемые музыкой 1 3. Координационные движения, регулируемые музыкой. Передача основного ритма знакомой песни. Упражнения на аккордеоне, духовой гармонике. 1 Выполнять несложные упражнения песни. Коррекция подвижности пальцев рук, мелкой моторики Игры под музыку Понимать ритм услышанной мелодии, уметь его повторить. 1 4. Игры под музыку. Начало движения. 1 Игры под музыку. Разучивание игр, элементов танцевальных движений. Самостоятельно менять движения в соответствии со сменой музыкальных фраз Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии Игры под музыку. Составление несложных танцевальных композиций. Разучивать и придумывать новые варианты игр Игры под музыку. Игры с пением, речевым сопровождением. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценировка песен, сказки Коррекция концентрического внимания, восприятия. Начинать движение вместе с началом музыки. Совершенствовани е памяти, внимания, восприятия. Передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки Коррекция внимания; совершенствование Самостоятельно мышления, памяти. составить несложную Коррекция танцевальную внимания; комбинацию из совершенствование выученных движений. речевых навыков, развитие Четко и ясно дыхательного проговаривать аппарата. игровые считалочки, попевки, песни. Танцевальные упражнения 1 5 Танцевальные упражнения. Шаг кадрили Танцевальные упражнения. Пружинящий бег. Поскоки с продвижением РК Танцевальные упражнения. Элементы народных танцев. 9 класс 2 Подскоки с продвижением вперед, назад, на месте Разучивание народных танцев Двигаться парами по кругу лицом, боком. Выполнять основные движения народных танцев Привитие навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца Развитие координации, подвижности, ловкости, быстроты реакции. Коррекция эмоциональной сферы, развитие точности, четкости движений. Уметь выполнять шаг кадрили. Отличать танцевальные шаги друг от друга, правильно их называть и выполнять. Знать и выполнять движения народных танцах индивидуально, в парах, по кругу. № Тема Кво ча со в у р о к а Да та Деятельность учащихся Коррекционная работа Ожидаемый результат I четверть Упражнения на ориентирование в пространстве 1. Упражнения на ориентирование в пространстве. Перестроение в колонну по четыре 1 Перестроиться из колонны по одному в колонну по четыре Перестроиться в шахматном порядке (из колонны) Упражнения на ориентирование в пространстве. Построение в шахматном порядке Построиться из нескольких колонн в круги, сужая их и расширяя Упражнения на ориентирование в пространстве. Перестроение из колонн в круги. Развитие пространства и умения ориентироваться в нем Развитие пространства и умения ориентироваться в нем Чётко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки. Развитие пространственных представлений Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения 2. Ритмикогимнастические общеразвивающие упражнения. Движения головы и туловища Ритмикогимнастические общеразвивающие упражнения. Круговые движения плеч 1 Круговые движения головы (с акцентом). Движения кистями рук. Коррекция согласованности движения рук с движением туловища, головы. Круговые Соотнесение темпа движения плечами: и ритма вверх, вниз, вперед, назад Отмечать в движении акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений 3. Ритмикогимнастические упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания движений рук, ног, головы 1 Разнообразные сочетания движений рук, ног, головы Выполнять упражнения с ускорением. С замедлением Коррекция согласованности движения рук с движением ног, туловища, головы. Развивать умение соотносить темп и ритм Поднимать голову, корпус с позиции на корточках Ритмикогимнастические упражнения на координацию движений. Упражнения под музыку. Уметь координировать свои действия и движения. Выполнять упражнения в разных темпах. Соотносить темп музыки с характером и темпом собственных движений. РК Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц 4. Ритмикогимнастические упражнения на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах с одновременным расслаблением. 1 Прыжки на двух ногах с одновременным расслаблением. Развивать у детей подвижность, ощущать напряжение и расслабление мышц Научиться прыгать в разных направлениях. II четверть Упражнения с детскими музыкальными инструментами 5. Координационные движения, регулируемые музыкой. Упражнения на детском пианино 1 Движения кистей и пальцев рук в разном темпе: медленном, среднем, быстром, с постепенным ускорением, с резким изменением темпа и плавности движений. Развивать у детей подвижность пальцев, координацию движений рук. Игры под музыку Слышать и распознавать в музыке ритмический рисунок, акцент. 6. Игры под музыку. Передача в движении ритмического рисунка 1 Игры под музыку. Смена движения в соответствии со сменой частей Упражнения на передачу ритмических рисунков темповых и динамических изменений в музыке Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Развивать у детей слуховое восприятие, координацию движений рук. Задавать ритм мелодии одноклассникам и уметь его проверять. Развивать у детей подвижность пальцев, ощущать напряжение и расслабление мышц, координацию движений рук. Слышать изменения в музыке и быстро реагировать на них сменой движения. Танцевальные упражнения 7. Танцевальные упражнения. Галоп 2 Танцевальные упражнения. Круговой галоп Упражнения на различение элементов народных танцев. Развитие восприятия, памяти, быстроты реакции. Разучивание народных танцев Развитие умения работать сообща, в паре, в группе. Танцевальные упражнения. Присядка Танцевальный элемент «присядка». Танцевальные упражнения. Элементы русской пляски. Пружинящий бег. Простые шаги вперед, назад. Три простых шага, притоп (вперед, назад) РК Развитие координации, подвижности, ловкости. Привитие навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца III четверть Координационные движения, регулируемые музыкой Уметь выполнять галоп в паре и по кругу. Исполнять присядку, соблюдая правильную осанку, быстро и ловко выпрямляться. Уметь исполнить танцевальную комбинацию из шагов, притопов и хлопков. 8. Координационные движения, регулируемые музыкой. Движения пальцев рук, кистей. 1 Вращать кистями рук по кругу, пальцы сжаты в кулак Противопоставлять один палец остальным. Двигать руками в разном направлении Развивать у детей подвижность пальцев, ощущать напряжение и расслабление мышц, координацию движений рук. Уметь выполнять элементы пальчиковой гимнастики под музыку. Упражнения на ориентирование в пространстве 9. Упражнения на ориентирование в пространстве. Перестроение из кругов в звездочки и карусели 1 Упражнения на ориентирование в пространстве. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Перестроиться из простых и концентрированны х кругов в «звездочки» и «карусели». Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Ходить по диагональным линиям по часовой стрелке и против Упражнения на ориентирование в пространстве. Сохранять правильные дистанции во всех видах построения Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок. Развитие пространства и умения ориентироваться в нем, учить перестраиваться с образованием кругов, «звездочек», «каруселей». Умение находить центр помещения. Развитие пространства и умения ориентироваться в нем; развитие ловкости, быстроты реакции, точность движений. Ориентироваться в пространстве зала, владеть пространственны ми понятиями. Знать фигурыпостроения: линия, колонна, круг, карусель, звездочка. Уметь перестраиваться во все перечисленные фигуры. Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения 1 0. Ритмикогимнастические общеразвивающие 1 Выбрасывать руки вперед, в стороны, Коррекция согласованности Знать упражнения для рук, ног, корпуса, упражнения. Движения кистей рук 1 вверх движений рук. Поворачивать корпус с передачей предметов Коррекция согласованности движения рук с движением Выставлять ногу во туловища. все стороны (начиная вправо) Коррекция согласованности Ходить на движения рук с внутренних краях движением ног. стопы Развитие мышечного аппарата, правильной осанки. Ритмикогимнастические общеразвивающие упражнения. Круговые движения и повороты туловища Ритмикогимнастические общеразвивающие упражнения. Сочетания движений ног. спины и уметь их выполнять. Ритмикогимнастические общеразвивающие упражнения. Упражнения на выработку осанки. Ритмико-гимнастические упражнения на координацию движений 1 1. Ритмикогимнастические упражнения на координацию движений. Самостоятельное составление ритмических рисунков Ритмикогимнастические упражнения на координацию движений. Сочетание хлопков и притопов с предметами. РК 0.5 Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. Самостоятельно составить ритмический рисунок, прохлопать его Сочетание хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном). Развитие координации, слухового восприятия, соотнесение темпа и ритма. Развитие моторных навыков Уметь без помощи учителя составить ритмический рисунок и продемонстриров ать его одноклассникам. Уметь согласовывать движения. Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц 1 2. Ритмикогимнастические упражнения на расслабление мышц. Опускать голову, корпус с позиции стоя, сидя 0.5 С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка). То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка). Ощущать напряжение и расслабление мышц. Уметь расслаблять и напрягать мышцы, выполняя имитационные упражнения. IV четверть Координационные движения, регулируемые музыкой 1 3. Координационные движения, регулируемые музыкой. Передача основного ритма знакомой песни. Упражнения на аккордеоне, духовой гармонике. 1 Выполнять несложные упражнения песни. Коррекция подвижности пальцев рук, мелкой моторики Игры под музыку Понимать ритм услышанной мелодии, уметь его повторить. 1 4. Игры под музыку. Начало движения. 1 Игры под музыку. Разучивание игр, элементов танцевальных движений. Самостоятельно менять движения в соответствии со сменой музыкальных фраз Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии Игры под музыку. Составление несложных танцевальных композиций. Разучивать и придумывать новые варианты игр Игры под музыку. Игры с пением, речевым сопровождением. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценировка песен, сказки Коррекция концентрического внимания, восприятия. Начинать движение вместе с началом музыки. Совершенствовани е памяти, внимания, восприятия. Передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки Коррекция внимания; совершенствование Самостоятельно мышления, памяти. составить несложную Коррекция танцевальную внимания; комбинацию из совершенствование выученных движений. речевых навыков, развитие Четко и ясно дыхательного проговаривать аппарата. игровые считалочки, попевки, песни. Танцевальные упражнения 1 5 Танцевальные упражнения. Шаг кадрили Танцевальные упражнения. Пружинящий бег. Поскоки с продвижением РК Танцевальные упражнения. Элементы народных танцев. 2 Подскоки с продвижением вперед, назад, на месте Разучивание народных танцев Двигаться парами по кругу лицом, боком. Выполнять основные движения народных танцев Привитие навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца Развитие координации, подвижности, ловкости, быстроты реакции. Коррекция эмоциональной сферы, развитие точности, четкости движений. 7. Список литературы Уметь выполнять шаг кадрили. Отличать танцевальные шаги друг от друга, правильно их называть и выполнять. Знать и выполнять движения народных танцах индивидуально, в парах, по кругу. Методическая литература: 1. Власенко О. П. Музыкально-эстетическое воспитание школьников в коррекционных классах. - Волгоград: Учитель, 2007.-111с. 2. Е.А. Медведева «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» Москва .,2002 г. Уроки ритмики в коррекционной школе 1 -4 класс Волгоград «Учитель» 2006 г. 3. Ж.Е. Фирилева, Е.Г.Сайкина «Танцевально - игровая гимнастика для детей. Учебнометодическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. - СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000 4. Зарецкая Н.В., Роот З. Я. Танцы в детском саду.- М.: Айрис-пресс, 2003.-112с. 5. Коррекционная ритмика – под ред. М. А. Касицына, И. Г. Бородина – Москва, 2007г. Музыкальная ритмика – под ред. Т. А. Затямина, Л. В. СтрепетоваМ.: «Глобус», 2009г. 6. Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие. - М.: Издательство «Глобус», 2009 Дополнительная литература для учителя и учащихся: 1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика.-СПб.; ЛОИРО, 2000. – 220 с. 2. Ерохина О. В. Школа танцев для детей. – Ростов н/Д; Феникс, 2003.-224с. 3. Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития: 2000.-112 с. 4. Михайлова М. А., Горбина Е. В. Поём, играем, танцуем дома и в саду.- Ярославль: «Академия развития», 1998.-240с. 5. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду.- М. : Издательство « Школьная Пресса», 2000. 6. Чурилова Э. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 160 с. Информационное обеспечение образовательного процесса - Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites Учительский портал http://www.uchportal.ru Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru