Адаптированная рабочая программа по музыке

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа курса «Музыка» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ
№1598 от 19.12.2014 г. Министерства образования и науки РФ), планируемых результатов
начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, на
основе авторской программы «Музыка. 1-4 классы» (авторы: Сергеева Г.П., Критская Е.Д.,
Шмагина Т.С.), которая является составной частью УМК «Школа России».
М.,
Просвещение, 2010.
Учащиеся с ОВЗ (задержка психического развития) в общеобразовательных классах
обучаются по вариантам 7.1 и 7.2, которые предполагаеют, что обучающийся с ЗПР получает
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения
обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья,
в те же сроки обучения (1 - 4 классы).
Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая
поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося.
Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении
базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее
недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование
высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и
поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи.
Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании
адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими
обучающимися, родителями; работу по профилактике внутриличностных и межличностных
конфликтов в классе, школе; поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;
помощь в освоении нового учебного материала на уроке и, при необходимости,
индивидуальной коррекционной помощи в освоении АООП НОО; обеспечение
обучающемуся успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него
негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом.
В соответствии с Базисным учебным планом в начальных классах на учебный
предмет «Музыка» отводится 135 часов (из расчета 1 час в неделю), из них: 1 класс- 33 часа,
во 2-4 классах по 34 часа
Предмет музыка в начальной школе имеет цель: формирование фундамента
музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Введение детей
в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными
произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих задач:
-формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие
музыки;
-воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса,
нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине;
уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
-развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного
мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно –
творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
-освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

-овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении,
слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально пластическом движении и импровизации.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития
музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проведения и
бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на
основе проникновения в интонационно – временную природу музыки, ее жанрово –
стилистические особенности. При этом, занятия музыкой и достижение предметных
результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и
метапредметных результатов.
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения
каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу
исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение;
пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; игра на музыкальных
инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес
программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации
музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о
музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на
темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового
концерта.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются:
групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные
формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, урокиконцерты.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
1..Критская Е.Д., Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина; Учебник Музыка Москва, «Просвещение»
2013г».
2.Стюхина Г.В. Методическое пособие 1-4 классы: конспекты уроков, рекомендации,
планирование (из опыта работы). Волгоград: Учитель, 2013.
3. Сборники и диски песен.
4. Компьютер.
5. Экран.
6.Проектор.
7.Специализированная учебная мебель: индивидуальные столы и стулья для учащихся.
8.Шкафы для наглядных пособий, учебников.
9.Стол учительский с тумбой.
1.Планируемые результаты изучения музыке
Выпускник научится:
•
понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
•
анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп,
динамику, лад;
•
определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических,
романтических, эпических);

•
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний об интонационной природе музыки;
•
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
•
различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов
музыкальных произведений;
•
различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
•
производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
•
понимать основной принцип построения и развития музыки;
•
анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
•
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об
основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре,
исполнителях;
•
понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей
культуры народа;
•
определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни,
частушки, разновидности обрядовых песен;
•
понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях
композиторов;
•
понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного
музыкального творчества;
•
распознавать художественные направления, стили и жанры классической и
современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
•
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской
музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
•
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и
национальных школ в западноевропейской музыке;
•
узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных
композиторов;
•
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний о стилевых направлениях;
•
различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной,
камерно-инструментальной, симфонической музыки;
•
называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн,
романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
•
узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
•
определять тембры музыкальных инструментов;
•
называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных,
ударных, современных электронных;
•
определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра
народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
•
владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
•
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы
народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
•
определять характерные особенности музыкального языка;
•
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
•
анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
•
анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в
различных музыкальных образах;
•
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
•
выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в
творчестве различных композиторов;
•
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя
исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

•
различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
•
определять характерные признаки современной популярной музыки;
•
называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и
др.;
•
анализировать творчество исполнителей авторской песни;
•
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
•
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
•
сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
•
понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на
основе осознания специфики языка каждого из них;
•
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки,
изобразительного искусства и литературы;
•
понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
•
называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано,
меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
•
определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения:
народные, академические;
•
владеть навыками вокально-хоровогомузицирования;
•
применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным
сопровождением и без сопровождения (acappella);
•
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
•
участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные
формы индивидуального и группового музицирования;
•
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об
основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
•
передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
•
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической
деятельности;
•
понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и
общества;
•
эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества,
воплощаемые в музыкальных произведениях;
•
приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и
зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
•
применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи
и воспроизведения музыки;
•
обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений
различных стилей и жанров;
•
использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при
составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни (в том числе в творческой и сценической).
Выпускник получит возможность научиться:
•
понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки,
традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
•
понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала,
мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
•
понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной
культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
•
определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
•
распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной
музыки;

•
различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита),
понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
•
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
музыкального искусства;
•
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
•
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том
числе с ориентацией на нотную запись;
•
активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
2.Содержание учебного предмета
Овладение основами музыкальных знаний в основной школе должно обеспечить
формирование основ музыкальной культуры и грамотности как части общей и духовной
культуры школьников, развитие музыкальных способностей обучающихся, а также
способности к сопереживанию произведениям искусства через различные виды музыкальной
деятельности, овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкально-творческой деятельности.
Освоение предмета «Музыка» направлено на:
•
приобщение школьников к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому
феномену, осознание через музыку жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт
поколений;
•
расширение музыкального и общего культурного кругозора школьников; воспитание
их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов
мира, классическому и современному музыкальному наследию;
•
развитие творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения,
позволяющих проявить творческую индивидуальность в различных видах музыкальной
деятельности;
•
развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать
произведения искусства по законам гармонии и красоты;
•
овладение основами музыкальной грамотности в опоре на способность
эмоционального восприятия музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с
жизнью, на специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства,
элементарную нотную грамоту.
В рамках продуктивной музыкально-творческой деятельности учебный предмет «Музыка»
способствует формированию обучающихся потребности в общении с музыкой в ходе
дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации
содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного
человека и общества, в развитии мировой культуры.
Изучение предмета «Музыка» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на
межпредметных связях с предметами: «Литература», «Русский язык», «Изобразительное
искусство», «История», «География», «Математика» и др.
Программа содержит перечень музыкальных произведений, используемых для обеспечения
достижения образовательных результатов, по выбору образовательной организации. По
усмотрению учителя музыкальный и теоретический материал разделов, связанных с
народным музыкальным творчеством, может быть дополнен регионально-национальным
компонентом.
Музыка как вид искусства
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных
построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и

характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной,
камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки
(двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их
возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов
(лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и
развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы
в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с
изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины
природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры,
музыки.
Народное музыкальное творчество
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные
черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки.
Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное,
сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной
культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное
своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой
музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой
концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).
Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в
русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка,
М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В.
Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства.
Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики,
стилевые черты русской классической музыкальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и
светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием,
шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й.
Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист,
Р. Шуман, ФШуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе,
Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерноинструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки
Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная
и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная
инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф.
Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян,
А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б.
Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века
(импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и
исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия.
Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных
признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления
(рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и
воспроизведения музыки.
Современная музыкальная жизнь
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и
фестивали (современной и классической музыки).Наследие выдающихся отечественных
(Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т.

Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей(Э. Карузо, М.
Каллас; . Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки.
Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные
коллективы. Всемирные центры музыкальной культуры и музыкального образования. Может
ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных
обработках.
Значение музыки в жизни человека
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как
отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в
человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов.
Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и
Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Распределение учебных часов по разделам рабочей программы
в соответствии с учебным планом
№
п/п

Количество часов
Авторская Рабочая Рабочая программа по классам
программа программа 1 кл.
2 кл.
3 кл.
4 кл.

Разделы, темы

1. Музыка вокруг нас

16

16

16

2. Музыка и ты

17

17

17

3. Россия – Родина моя

11

11

3

5

3

4. День, полный событий
О России петь – что
5.
стремиться в храм...
Гори, гори ясно, чтобы не
6.
погасло!
7. В музыкальном театре

16

16

6

4

6

13

13

5

4

4

11

11

4

4

3

17

17

5

6

6

8. В концертном зале
Чтоб музыкантом быть, так
9.
надобно уменье…
Итого:

16

16

5

6

5

18

18

6

5

7

135 ч

135 ч

34 ч

34 ч

34 ч

33 ч

Учебно-тематическое планирование

№
1.

1-йкласс
(33 часа –1час внеделю)
Темы
Кол-во
Планируемые образовательные
часов
результаты
Наблюдать за музыкой в жизни
Музыка вокруг нас
16ч

И муза вечная со мной!
Хоровод муз. Повсюду музыка
слышна.
Душа музыки  мелодия.
Музыка осени. Сочини мелодию.
Азбука, азбука каждому нужна...
Музыкальная
азбука.
Музыкальные инструменты.
Раскрываются
следующие
содержательные линии. Музыка
и ее роль в повседневной жизни
человека.
Композитор

исполнитель  слушатель. Песни,
танцы и марши  основа
многообразных
жизненномузыкальных впечатлений детей.
Образы осенней природы в
музыке. Нотная запись как
способ фиксации музыкальной
речи. Элементы нотной грамоты.
Обобщающий урок I четверти.
«Садко» (из русского былинного
сказа).
Музыкальные
инструменты. Звучащие картины.
Разыграй
песню.
Пришло
Рождество,
начинается
торжество.
Родной
обычай
старины. Добрый праздник среди
зимы.
Раскрываются
следующие
содержательные
линии.
Интонация
как
озвученное
состояние, выражение эмоций и
мыслей. Музыка в праздновании
Рождества
Христова.
Музыкальный театр: балет.

17.

Обобщающий
урок
II
четверти.
Музыка и ты
Край, в котором ты живёшь.
Поэт, художник, композитор.
Музыка утра. Музыка вечера.
Музыкальные
портреты.
Разыграй
сказку
(Баба-Яга.
Русская сказка). У каждого свой
музыкальный инструмент. Музы
не
молчали.
Музыкальные
инструменты. Мамин праздник.
Музыкальные
инструменты.
Чудесная лютня (по алжирской
сказке). Звучащие картины.

человека.
Различать настроения, чувства и
характер человека, выраженные в
музыке.
Проявлять
эмоциональную
отзывчивость, личностное отношение
при
восприятии
и
исполнении
музыкальных произведений. Словарь
эмоций.
Исполнять песни (соло, ансамблем,
хором),
играть
на
детских
элементарных
музыкальных
инструментах (в ансамбле, в оркестре).
Сравнивать музыкальные и речевые
интонации, определять их сходство и
различия.
Осуществлять
первые
опыты
импровизации и сочинения в пении,
игре, пластике.
Инсценировать
для
школьных
праздников
музыкальные
образы
песен, пьес программного содержания,
народных сказок.
Участвовать
в
совместной
деятельности (в группе, в паре) при
воплощении различных музыкальных
образов.
Знакомиться с элементами нотной
записи. Выявлять сходство и различия
музыкальных и живописных образов.
Подбирать
стихи
и
рассказы,
соответствующие
настроению
музыкальных пьес и песен.

17ч.
Сравнивать
музыкальные
произведения разных жанров.
Исполнять различные по характеру
музыкальные сочинения.
Сравнивать речевые и музыкальные
интонации,
выявлять
их
принадлежность к различным жанрам
музыки
народного
и
профессионального творчества.
Импровизировать
(вокальная,
инструментальная,
танцевальная
импровизации) в характере основных
жанров музыки.

Разучивать и исполнять образцы
музыкально поэтического творчества
(скороговорки,
хороводы,
игры,
стихи).
Разыгрывать
народные
песни,
участвовать в коллективных играхдраматизациях.
Подбирать изображения знакомых
музыкальных
инструментов
к
соответствующей музыке.
Воплощать в рисунках образы
полюбившихся героев музыкальных
произведений и представлять их на
выставках детского творчества.
Инсценировать песни, танцы, марши
из детских опер и из музыки к
кинофильмам и демонстрировать их
на
концертах
для
родителей,
школьных праздниках и т. п.
Составлять афишу и программу
концерта, музыкального спектакля,
школьного праздника.
Участвовать в подготовке и
проведении заключительного урокаконцерта
2-йкласс
(34 часа –1час внеделю)
№

Темы

1.

Россия – Родина моя
Мелодия.
Здравствуй,
Родина моя! Моя Россия.
Гимн России.
Раскрываются следующие
содержательные
линии.
Музыкальный
пейзаж.
Образы родной природы в
музыке
русских
композиторов. Песенность
как отличительная черта
русской музыки. Средства
музыкальной
выразительности.
Государственные символы
России (флаг, герб, гимн).
Гимн  главная песня нашей
Родины.
Художественные
символы
России
(Московский
Кремль,
храм
Христа Спасителя, Большой
театр).

Кол-во
часов
3ч.

Планируемые образовательные
результаты
Размышлять об отечественной музыке, ее
характере и средствах выразительности.
Подбирать
слова,
отражающие
содержание музыкальных произведений
(словарь эмоций).
Воплощать характер и настроение песен о
Родине в своем исполнении на уроках и
школьных праздниках.
Воплощать
художественно-образное
содержание музыки в пении, слове,
пластике, рисунке и др.
Исполнять Гимн России.
Участвовать в хоровом исполнении
гимнов своей республики, края, города,
школы.
Закреплять основные термины и понятия
музыкального искусства.
Исполнять мелодии с ориентацией на
нотную запись.
Расширять
запас
музыкальных
впечатлений
в
самостоятельной

творческой деятельности.
Интонационно осмысленно исполнять
сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из
рабочей тетради.
2.

День, полный событий
Музыкальные
инструменты. Природа и
музыка. Прогулка. Танцы,
танцы, танцы... Эти разные
марши. Звучащие картины.
Расскажи
сказку.
Колыбельные. Мама.
Раскрываются следующие
содержательные
линии.
Мир ребенка в музыкальных
интонациях, темах и образах
детских пьес П. Чайковского
и
С.
Прокофьева.
Музыкальные инструменты:
фортепиано
–
его
выразительные
возможности. Песенность,
танцевальность, маршевость
в передаче содержания и
эмоционального
строя
музыкальных
сочинений.
Природа, детские игры и
забавы, сказка в музыке.
Колыбельные
песни.
Своеобразие музыкального
языка
композиторов,
сходство и различие.

6ч
Распознавать
и
эмоционально
откликаться
на
выразительные
и
изобразительные особенности музыки.
Выявлять
различные
по
смыслу
музыкальные интонации.
Определять
жизненную
основу
музыкальных произведений.
Воплощать эмоциональные состояния в
различных видах музыкально-творческой
деятельности: пение, игра на детских
элементарных
музыкальных
инструментах, импровизация соло, в
ансамбле, оркестре, хоре; сочинение.
Соотносить графическую запись музыки
с ее жанром и музыкальной речью
композитора.
Анализировать
выразительные
и
изобразительные интонации, свойства
музыки
в
их
взаимосвязи
и
взаимодействии.
Понимать основные термины и понятия
музыкального искусства.
Применять знания основных средств
музыкальной
выразительности
при
анализе прослушанного музыкального
произведения и в исполнительской
деятельности.
Передавать в собственном исполнении
(пении,
игре
на
инструментах,
музыкально-пластическом
движении)
различные музыкальные образы (в паре, в
группе).
Определять выразительные возможности
фортепиано в создании различных
образов.
Соотносить содержание и средства
выразительности
музыкальных
и
живописных образов.
Выполнять
творческие
задания:
рисовать,
передавать
в
движении
содержание музыкального произведения.
Различать
особенности
построения
музыки: двухчастная, трехчастная формы
и их элементы (фразировка, вступление,
заключение, запев и припев).
Инсценировать
песни
и
пьесы
программного характера и исполнять их

на школьных праздника
3.

4.

О России петь – что
стремиться в храм...
Великий
колокольный
звон. Звучащие картины.
Святые
земли
Русской.
Александр Невский. Сергий
Радонежский. Молитва. С
Рождеством
Христовым!
Рождество Христово.
Раскрываются следующие
содержательные
линии.
Колокольные звоны России:
набат, трезвон, благовест.
Музыкальный
пейзаж.
Святые земли Русской: князь
Александр
Невский,
преподобный Сергий Радонежский. Воплощение их
образов в музыке различных
жанров:
народные
песнопения, кантата. Жанр
молитвы, хорала. Праздники
Русской
православной
церкви.
Рождество
Христово. Рождественские
песнопения
и
колядки.
Музыка
на
новогоднем
празднике.
Гори, гори ясно, чтобы
не погасло!
Русские
народные
инструменты.
Плясовые
наигрыши. Разыграй песню.
Выходили красны девицы.
Бояре, а мы к вам пришли.
Музыка в народном стиле.
Сочини песенку. Проводы
зимы. Встреча весны.
Раскрываются следующие
содержательные
линии.
Фольклор

народная
мудрость. Оркестр русских
народных
инструментов.
Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной
музыке. Ритмическая партитура. Традиции народного
музицирования. Обряды и
праздники русского народа:
проводы зимы (Масленица),
встреча весны. Песня-игра,
песня-диалог,
песня-

5ч
Передавать в исполнении характер
народных и духовных песнопений.
Эмоционально
откликаться
на
живописные,
музыкальные
и
литературные образы.
Сопоставлять средства выразительности
музыки и живописи.
Передавать
с
помощью
пластики
движений,
детских
музыкальных
инструментов
разный
характер
колокольных звонов.
Исполнять рождественские песни на
уроке и дома.
Интонационно осмысленно исполнять
сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания в рабочей
тетради.

4ч
Разыгрывать народные игровые песни,
песни-диалоги, песни-хороводы.
Общаться и взаимодействовать в
процессе ансамблевого, коллективного
(хорового
и
инструментального)
воплощения различных образов русского
фольклора.
Осуществлять
опыты
сочинения
мелодий, ритмических, пластических и
инструментальных
импровизаций
на
тексты народных песенок, попевок,
закличек.
Исполнять выразительно, интонационно
осмысленно народные песни, танцы,
инструментальные
наигрыши
на
традиционных народных праздниках.
Подбирать простейший аккомпанемент к
песням, танцам своего народа и других
народов России.
Узнавать
народные
мелодии
в
сочинениях русских композиторов
Выявлять особенности традиционных

хоровод. Народные песенки,
заклички, потешки

5.

6.

В музыкальном театре
Сказка будет впереди.
Детский музыкальный театр.
Театр оперы и балета.
Волшебная палочка. Опера
«Руслан и Людмила». Сцены
из оперы. Какое чудное
мгновенье!
Увертюра.
Финал.
Раскрываются следующие
содержательные
линии.
Многообразие сюжетов и
образов
музыкального
спектакля.
Детский
музыкальный театр: опера и
балет.
Песенность,
танцевальность, маршевость
в
опере
и
балете.
Симфонический
оркестр.
Роль дирижера, режиссера,
художника
в
создании
музыкального
спектакля.
Элементы
оперного
и
балетного
спектаклей.
Увертюра. Сцены из оперы
«Руслан и Людмила». Музыкальные
темы

характеристики
главных
действующих лиц. Финал.
В концертном зале
Симфоническая
сказка
«Петя и Волк».
Раскрываются следующие
содержательные
линии.
Жанровое
многообразие
инструментальной
и
симфонической
музыки.
Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьева:
тембры инструментов и
различных
групп
инструментов
симфонического оркестра.
Партитура.

праздников народов России.
Различать, узнавать народные песни
разных жанров и сопоставлять средства
их выразительности
5ч
Эмоционально откликаться и выражать
свое отношение к музыкальным образам
оперы и балета.
Выразительно, интонационно осмысленно
исполнять темы действующих лиц опер и
балетов.
Участвовать в ролевых играх (дирижер),
в сценическом воплощении отдельных
фрагментов музыкального спектакля.
Рассказывать сюжеты литературных
произведений, положенных в основу
знакомых опер и балетов.
Выявлять особенности развития образов.
Оценивать собственную музыкальнотворческую деятельность.
Выполнять творческие задания из
рабочей тетради.

5ч
Узнавать
тембры
инструментов
симфонического оркестра и сопоставлять
их
с
музыкальными
образами
симфонической сказки.
Понимать смысл терминов: партитура,
увертюра, сюита и др.
Участвовать в коллективном воплощении
музыкальных
образов
(пластические
этюды, игра в дирижера, драматизация) на
уроках и школьных праздниках.
Выявлять
выразительные
и
изобразительные особенности музыки в их
взаимодействии.
Соотносить характер звучащей музыки с
ее нотной записью.
Передавать
свои
музыкальные
впечатления в рисунке.
Выполнять творческие задания из
рабочей тетради

7.

Чтоб музыкантом быть,
так надобно умение …
Волшебный
цветиксемицветик. Музыкальные
инструменты. Музыкальные
инструменты. И всё это Бах!
Всё в движении. Тройка.
Попутная песня. Музыка
учит людей понимать друг
друга. Два лада. Легенда.
Природа и музыка. Весна.
Осень. Печаль моя светла.
Первый. Мир композитора.
Могут
ли
иссякнуть
мелодии?
Раскрываются следующие
содержательные
линии.
Композитор  исполнитель 
слушатель. Интонационная
природа
музыки.
Музыкальная
речь
и
музыкальный
язык.
Музыкальные инструменты
(орган). Выразительность и
изобразительность музыки.
Жанры музыки. Сочинения
И.-С. Баха, М. Глинки, В.А.
Моцарта, Г. Свиридова, Д.
Кабалевского. Музыкальные
и
живописные
пейзажи
(мелодия  рисунок, лад 
цвет).
Международный
конкурс
исполнителей
имени П.И. Чайковского в
Москве. Темы, сюжеты и
образы
музыки
С.
Прокофьева,
П.
Чайковского.

6ч
Понимать триединство деятельности
композитора - исполнителя - слушателя.
Анализировать художественно-образное
содержание,
музыкальный
язык
произведений мирового музыкального
искусства.
Исполнять различные по образному
содержанию образцы профессионального
и музыкально-поэтического творчества.
Оценивать собственную музыкальнотворческую деятельность и деятельность
одноклассников
Узнавать
изученные
музыкальные
сочинения и называть их авторов.
Называть
и
объяснять
основные
термины
и
понятия
музыкального
искусства.
Определять взаимосвязь выразительности
и изобразительности в музыкальных и
живописных произведениях.
Проявлять
интерес
к
концертной
деятельности известных исполнителей и
исполнительских
коллективов,
музыкальным конкурсам и фестивалям.
Участвовать в концертах, конкурсах,
фестивалях детского творчества.
Участвовать в подготовке и проведении
заключительного урока-концерта.
Составлять
афишу
и
программу
заключительного
урока-концерта
совместно с одноклассниками.

3-йкласс
(34 часа –1час внеделю)
№
1.

Темы
Россия – Родина моя
Мелодия  душа музыки. Природа
и музыка. Звучащие картины. Виват,
Россия! Наша слава – русская
держава.
Кантата
«Александр
Невский». Опера «Иван Сусанин».
Родина моя! Русская земля... Да
будет во веки веков сильна...

Кол-во
часов
5ч

Планируемые образовательные
результаты
Выявлять настроения и чувства
человека, выраженные в музыке.
Выражать свое эмоциональное
отношение к искусству в процессе
исполнения
музыкальных
произведений
(пение,
художественное
движение,

Раскрываются
следующие
содержательные линии. Песенность
музыки русских композиторов. Образы родной природы в романсах
русских композиторов. Лирические
образы вокальной музыки. Образы
Родины, защитников Отечества в
различных жанрах музыки: кант,
народная песня, кантата, опера.
Форма-композиция,
приемы
развития
и
особенности
музыкального языка.

2.

3.

пластическое интонирование и др.).
Петь мелодии с ориентаций на
нотную запись.
Передавать
в
импровизации
интонационную
выразительность
музыкальной и поэтической речи.
Знать
песни
о
героических
событиях истории Отечества и
исполнять их на уроках и
школьных праздниках.
Интонационно
осмысленно
исполнять
сочинения
разных
жанров.
Выполнять творческие задания из
рабочей тетради.

День, полный событий
Утро. Портрет в музыке. В каждой
интонации спрятан человек. В
детской. Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.
Раскрываются
следующие
содержательные линии. Жизненномузыкальные впечатления ребенка
«с утра до вечера». Образы природы,
портрет
в
вокальной
и
инструментальной
музыке.
Выразительность
и
изобразительность музыки разных
жанров (инструментальная пьеса,
песня, романс, вокальный цикл,
фортепианная сюита, балет и др.) и
стилей
композиторов
(П.
Чайковский, С. Прокофьев, М.
Мусоргский, Э. Григ).

4ч

О России петь – что стремиться в
храм...
Радуйся, Мария! Богородице Дево,
радуйся.
Древнейшая
песнь
материнства. Тихая моя, нежная моя,
добрая
моя,
мама!
Вербное
воскресенье.
Вербочки.
Святые
земли Русской.
Раскрываются
следующие
содержательные линии. Образы
Богородицы, Девы Марии, матери в
музыке, поэзии, изобразительном
искусстве.
Икона
Богоматери
Владимирской

величайшая
святыня Руси. Праздники Русской
православной церкви: вход Господень в Иерусалим, Крещение Руси

4ч

Распознавать
и
оценивать
выразительные и изобразительные
особенности музыки в их взаимодействии.
Понимать
художественнообразное содержание музыкального
произведения и раскрывать средства его воплощения.
Передавать
интонационномелодические
особенности
музыкального образа в слове,
рисунке, движении.
Находить(обнаруживать)
общность интонаций в музыке,
живописи, поэзии.
Разрабатывать
сценарии
отдельных
сочинений
программного
характера,
разыгрывать их и исполнять во
время досуга.
Обнаруживать
сходство
и
различия
русских
и
западноевропейских произведений
религиозного искусства (музыка,
архитектура, живопись).
Определять
образный
строй
музыки с помощью «словаря
эмоций».
Знакомиться с жанрами церковной
музыки
(тропарь,
молитва,
величание), песнями, балладами на
религиозные сюжеты.
Иметь
представление
о
религиозных праздниках народов
России
и
традициях
их

4.

5.

6.

(988г.). Святые земли Русской:
равноапостольные княгиня Ольга и
князь
Владимир.
Песнопения
(тропарь, величание) и молитвы в
церковном богослужении, песни и
хоры современных композиторов,
воспевающие красоту материнства,
любовь, добро.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Настрою гусли на старинный лад...
Певцы русской старины. Былина о
Садко и Морском царе. Лель, мой
Лель... Звучащие картины. Прощание
с Масленицей.
Раскрываются следующие
содержательные линии. Жанр
былины в русском музыкальном
фольклоре. Особенности
повествования (мелодика и ритмика
былин). Образы былинных
сказителей (Садко, Баян), певцовмузыкантов (Лель). Народные
традиции и обряды в музыке русских
композиторов. Мелодии в народном
стиле. Имитация тембров русских
народных инструментов в звучании
симфонического оркестра

В музыкальном театре
Опера «Руслан и Людмила»: Я
славил лирою преданья. Фарлаф.
Увертюра. Опера «Орфей и Эвридика».
Опера
«Снегурочка».
Волшебное дитя природы. Полна
чудес
могучая
природа...
В
заповедном лесу. Океан-море синее.
Балет «Спящая красавица». Две феи.
Сцена на балу. В современных
ритмах.
Раскрываются следующие
содержательные линии.
Путешествие в музыкальный театр.
(Обобщение и систематизация
жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях
оперного и балетного спектаклей.
Сравнительный анализ музыкальных
тем характеристик действующих лиц,
сценических ситуаций, драматургии
в операх и балетах.)
В концертном зале
Музыкальное
состязание.
Музыкальные
инструменты.

воплощения.
Интонационно
осмысленно
исполнять
сочинения
разных
жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из
рабочей тетради.
4ч

6ч

Выявлять общность жизненных
истоков и особенности народного и
профессионального музыкального
творчества.
Рассуждать о значении повтора,
контраста,
сопоставления
как
способов развития музыки.
Разыгрывать народные песни по
ролям, участвовать в коллективных
играх-драматизациях.
Принимать
участие
в
традиционных праздниках народов
России.
Участвовать
в
сценическом
воплощении отдельных фрагментов
оперных спектаклей.
Выразительно,
интонационно
осмысленно исполнять сочинения
разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из
рабочей тетради.
Рассуждать о значении дирижера,
режиссера,
художникапостановщика
в
создании
музыкального спектакля.
Участвовать
в
сценическом
воплощении отдельных фрагментов
музыкального спектакля (дирижер,
режиссер, действующие лица и
др.).
Рассуждать о смысле и значении
вступления, увертюры к опере и
балету.
Сравнивать образное содержание
музыкальных тем по нотной
записи.
Воплощать в пении или
пластическом интонировании
сценические

6ч
Наблюдать за развитием музыки
разных форм и жанров.

7.

Звучащие картины. Музыкальные
инструменты. Сюита «Пер Гюнт».
Странствия Пера Гюнта. Севера
песня
родная.
«Героическая».
Призыв к мужеству. Вторая часть
симфонии. Финал симфонии. Мир
Бетховена.
Раскрываются следующие
содержательные линии. Жанр
инструментального концерта.
Мастерство композиторов и
исполнителей в воплощении диалога
солиста и симфонического оркестра.
«Вторая жизнь» народной песни в
инструментальном концерте (П.
Чайковский). Музыкальные
инструменты: флейта, скрипка  их
выразительные возможности (И.-С.
Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П.
Чайковский). Выдающиеся
скрипичные мастера и исполнители.
Контрастные образы программной
сюиты, симфон
Чтоб музыкантом быть, так
надобно уменье …
Чудо-музыка. Острый ритм 
джаза звуки. Люблю я грусть твоих
просторов. Мир С.Прокофьева. Певцы родной природы. Прославим
радость на земле. Радость к солнцу
нас зовёт.
Раскрываются
следующие
содержательные линии. Музыка
источник вдохновения, надежды и
радости жизни. Роль композитора,
исполнителя, слушателя в создании и
бытовании музыкальных сочинений.
Сходство и различия музыкальной
речи разных композиторов. Образы
природы в музыке Г. Свиридова.
Музыкальные иллюстрации. Джаз 
искусство ХХ века. Особенности
мелодики,
ритма,
тембров
инструментов, манеры исполнения
джазовой музыки

Узнавать стилевые особенности,
характерные черты музыкальной
речи разных композиторов.
Моделировать
в
графике
звуковысотные и ритмические
особенности
мелодики
произведения.
Определять
виды
музыки,
сопоставлять музыкальные образы
в звучании различных музыкальных инструментов.
Различать на слух старинную и
современную музыку.
Узнавать тембры музыкальных
инструментов.
Называть исполнительские
коллективы и имена известных
отечественных и зарубежных
исполнителей

5ч
Выявлять изменения музыкальных
образов, озвученных различными
инструментами.
Разбираться
в
элементах
музыкальной (нотной) грамоты.
Импровизировать
мелодии
в
соответствии
с
поэтическим
содержанием в духе песни, танца,
марша.
Определять
особенности
построения (формы) музыкальных
сочинений.
Различать характерные черты
языка современной музыки.
Определять
принадлежность
музыкальных произведений к тому
или иному жанру.
Инсценировать (в группе, в паре)
музыкальные образы песен, пьес
программного содержания.
Участвовать
в
подготовке
заключительного урока-концерта

4-йкласс
(34 часа –1час внеделю)
№
1.

Темы
Россия – Родина моя
Мелодия. Ты запой мне ту песню...
Что не выразишь словами, звуком на

Кол-во
часов
3ч

Планируемые образовательные
результаты
Размышлять
произведениях

о

музыкальных
как
способе

душу навей... Как сложили песню.
Звучащие картины. Ты откуда,
русская, зародилась, музыка? Я
пойду по полю белому... На великий
праздник собралася Русь!
Раскрываются
следующие
содержательные линии: Красота
родной земли, человека в народной
музыке и сочинениях русских
композиторов. Общность интонаций
народного
и
композиторского
музыкального творчества. Тайна
рождения песни. Многообразие
жанров
народных
песен:
колыбельная, плясовая, солдатская,
трудовая, лирическая, хороводная и
др.; особенности интонаций, ритмов,
композиционного строения, манеры
исполнения. Лирические образы
музыки
С.
Рахманинова
(инструментальный
концерт,
вокализ), патриотическая тема в
музыке М. Глинки (опера), С.
Прокофьева (кантата).

2.

3.

выражения чувств и мыслей
человека.
Эмоционально
воспринимать
народное и
профессиональное
музыкальное творчество разных
стран мира и народов России и
высказывать мнение о его
содержании.
Исследовать: выявлять общность
истоков и особенности народной и
профессиональной музыки.
Исполнять
и
разыгрывать
народные песни, участвовать в
коллективных
играхдраматизациях.
Общаться и взаимодействовать в
процессе
ансамблевого,
коллективного (хорового, инструментального)
воплощения
различных
художественных
образов.
Узнавать
образцы
народного
музыкально-поэтического
творчества
и
музыкального
фольклора России.
Импровизировать на заданные
тексты.

О России петь – что стремиться в
храм …
Святые земли Русской. Илья
Муромец. Кирилл и Мефодий.
Праздников праздник, торжество из
торжеств. Ангел вопияше. Родной
обычай старины. Светлый праздник.
Раскрываются следующие
содержательные линии.
Нравственные подвиги святых земли
Русской (равноапостольные княгиня
Ольга, князь Владимир, Илья
Муромский и др.), их почитание и
восхваление. Святые
равноапостольные Кирилл и
Мефодий  создатели славянской
письменности

4ч

День, полный событий
Приют спокойствия, трудов и
вдохновенья... Зимнее утро. Зимний

6ч

Сравнивать музыкальные образы
народных и церковных праздников.
Сопоставлять
выразительные
особенности
языка
музыки,
живописи,
иконы,
фрески,
скульптуры.
Рассуждать
о
значении
колокольных
звонов
и
колокольности в музыке русских
композиторов.
Сочинять мелодии на поэтические
тексты.
Осуществлять
собственный
музыкально-исполнитeльcкий
замысел в пении и разного рода импровизациях.
Интонационно
осмысленно
исполнять
сочинения
разных
жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из
рабочей тетради.
Выявлять
выразительные
и
изобразительные
особенности

вечер. Что за прелесть эти сказки!
Три чуда. Ярмарочное гулянье.
Святогорский монастырь. Приют,
сияньем муз одетый...
Раскрываются
следующие
содержательные линии. Один день с
Александром
Сергеевичем
Пушкиным.
Михайловское:
музыкально-поэтические
образы
природы, сказок в творчестве
русских
композиторов
(П.
Чайковский, М. Мусоргский, Н.
Римский-Корсаков, Г. Свиридов и
др.). Многообразие жанров народной
музыки:
колокольные
звоны.
Музыкально-литературные вечера в
Тригорском:
романсы,
инструментальное
музицирование
(ансамбль, дуэт). Музыкальность
поэзии А. Пушкина.

4.

5.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Композитор  имя ему народ.
Музыкальные инструменты России.
Оркестр
русских
народных
инструментов. Музыкант-чародей.
Народные праздники. (Троица).
Раскрываются следующие
содержательные линии. Народная
песня  летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов
разных стран и эпох. Сюжеты,
образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы
развития: повтор, контраст,
вариационность,
импровизационность

3ч

В концертном зале
Музыкальные
инструменты.
Вариации на тему рококо. Старый
замок. Счастье в сирени живет… Не
молкнет сердце чуткое Шопена...
Танцы, танцы, танцы... Патетическая

5ч

музыки русских композиторов и
поэзии А. Пушкина
Понимать особенности построения
(формы)
музыкальных
и
литературных произведений.
Распознавать их художественный
смысл.
Анализировать
и
обобщать
жанрово-стилистические
особенности
музыкальных
произведений.
Интонационно
осмысленно
исполнять
сочинения
разных
жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из
рабочей тетради.
Участвовать
в
коллективной
музыкально-творческой
деятельности, в инсценировках
произведений разных жанров и
форм (песни, танцы, фрагменты из
произведений, оперы и др.).
Определять
виды
музыки,
сопоставлять музыкальные образы
в звучании различных музыкальных инструментов.
Различать
тембры
народных
музыкальных
инструментов
и
оркестров.
Знать народные обычаи, обряды,
особенности проведения народных
праздников.
Исследовать историю создания
музыкальных инструментов.
Общаться и взаимодействовать в
процессе
ансамблевого,
коллективного (хорового и инструментального)
воплощения
различных
художественных
образов.
Осуществлять
опыты
импровизации и сочинения на
предлагаемые тексты.
Овладевать приемами
мелодического варьирования,
подпевания, «вторы», ритмического
сопровождения
Определять
и
соотносить
различные по смыслу интонации
(выразительные
и
изобразительные) на слух и по
нотному письму, графическому

соната. Годы странствий. Царит
гармония оркестра.
Раскрываются следующие
содержательные линии. Различные
жанры и образные сферы вокальной
(песня, вокализ, романс, баркарола),
камерной инструментальной
(квартет, вариации, сюита, соната) и
симфонической (симфония,
симфоническая увертюра) музыки.

6.

7.

В музыкальном театре
Опера «Иван Сусанин»: Бал в
замке польского короля (II действие).
За Русь мы все стеной стоим... (III
действие). Сцена в лесу (IV
действие). Исходила младешенька.
Русский Восток. Сезам, откройся!
Восточные
мотивы.
Балет
«Петрушка». Театр музыкальной
комедии.
Раскрываются следующие
содержательные линии: События
отечественной истории в творчестве
М. Глинки, М. Мусоргского, С.
Прокофьева. Опера. Музыкальная
тема  характеристика действующих
лиц. Ария, речитатив, песня, танец и
др. Линии драматургического
развития действия в опере. Основные
приемы драматургии: контраст,
сопоставление, повтор, вариантность.
Балет.

6ч

Чтоб музыкантом быть, так
надобно уменье …
Прелюдия.
Исповедь
души.
Революционный этюд. Мастерство

7ч.

изображению.
Наблюдать за процессом и
результатом
музыкального
развития на основе сходства и
различия интонаций, тем, образов.
Узнавать по звучанию различные
виды
музыки
(вокальная,
инструментальная;
сольная,
хоровая,
оркестровая)
из
произведений программы.
Распознавать
художественный
смысл различных музыкальных
форм.
Передавать
в
пении,
драматизации,
музыкальнопластическом
движении,
инструментальном музицировании,
импровизации и др. образное
содержание
музыкальных
произведений различных форм и
жанров.
Оценивать
и
соотносить
содержание и музыкальный язык
народного и профессионального
музыкального творчества разных
стран мира и народов России.
Воплощать особенности музыки в
исполнительской деятельности с
использованием знаний основных
средств
музыкальной
выразительности.
Определять
особенности
взаимодействия
и
развития
различных образов музыкального
спектакля.
Участвовать
в
сценическом
воплощении отдельных фрагментов
оперы, балета, оперетты.
Исполнять свои музыкальные
композиции
на
школьных
концертах и праздниках.
Оценивать
собственную
творческую
деятельность.
Выразительно,
интонационно
осмысленно исполнять сочинения
разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из
рабочей тетради.
Анализировать и соотносить
выразительные и изобразительные

исполнителя. В интонации спрятан
человек. Музыкальные инструменты.
Музыкальный сказочник. Рассвет на
Москве-реке.
Раскрываются следующие
содержательные линии.
Произведения композиторовклассиков (С. Рахманинов, Н.
Римский-Корсаков, Ф. Шопен) и
мастерство известных исполнителей
(С. Рихтер, С. Лемешев, И.
Козловский, М. Ростропович и др.).
Сходство и различия музыкального
языка разных эпох, композиторов,
народов. Музыкальные образы и их
развитие в разных жанрах (прелюдия,
этюд, соната, симфоническая
картина, сюита, песня и др.).
Интонационная выразительность
музыкальной речи: гитара.

интонации, музыкальные темы в их
взаимосвязи и взаимодействии.
Распознавать
художественный
смысл различных музыкальных
форм.
Наблюдать за процессом и
результатом
музыкального
развития в произведениях разных
жанров.
Общаться и взаимодействовать в
процессе коллективного (хорового
и инструментального) воплощения
различных
художественных
образов.
Узнавать
музыку
(из
произведений, представленных в
программе).
Называть
имена
выдающихся
композиторов
и
исполнителей разных стран мира.
Моделировать
варианты
интерпретаций
музыкальных
произведений.
Личностно оценивать музыку,
звучащую на уроке и вне школы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.08.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73824128690

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».