Адаптированная рабочая программа по математике

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по математике для детей с ОВЗ (вариант 7.1, 7.2)
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;
программы общеобразовательных учреждений авторов курса «Математика» (М.И. Моро,
Г.В. Бельтюкова, М.А. Бантовой и др.), концепции и программ для начальных классов
«Школа России».
Реализация адаптированной рабочей программы предполагает, что обучающийся с
ОВЗ (вариант 7.1, 7.2) (ЗПР) получает образование, полностью соответствующее по
итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не
имеющих ограничений по возможностям здоровья. Нормативный срок обучения 4 года.
Варианты 7.1 и 7.2 образовательной программы адресован обучающимся с ЗПР,
достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого
возрастной норме, позволяющего освоить образовательную программу начального общего
образования совместно с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям
здоровья, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Одним из важнейших условий
включения обучающегося с ЗПР в среду сверстников без ограничений здоровья является
устойчивость форм адаптивного поведения.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для
реализации как общих, так и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Специальные условия получения начального общего образования включают использование
адаптированных образовательных программ, специальных методов обучения и воспитания,
проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательной программы обучающимися с ЗПР.
Адаптация программы предполагает введение коррекционных мероприятий, четко
ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР и введение требований к освоению ими программы коррекционной работы.
Специфические образовательные потребности для обучающихся с ОВЗ (вариант
7.1)
- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков обучающимися с учетом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении
материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов
и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации
индивидуальных недостатков развития);
- учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение
индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве
обучающихся с ЗПР;
- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и
сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики
психофизического развития;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего
справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к
себе, окружающему предметному и социальному миру;
- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в
закреплении и совершенствовании освоенных умений;

- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
- постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование
способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию
возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь
взрослого;
- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия со сверстниками, взрослыми, формирование навыков социально
одобряемого поведения.
Основными целями начального обучения математике являются:

Математическое развитие младших школьников.

Формирование системы начальных математических знаний.

Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение
основных целей начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на
основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира
(умения устанавливать, описывать, моделировать и
объяснять
количественные
и
пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического
мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять
для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное
суждение,
- оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками
универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных
математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими
школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении
математических знаний.
Предмет «Математика» изучается на ступени начального общего образования в
качестве обязательного предмета. На изучение математики в каждом классе начальной
школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе — 132 ч (33 учебные
недели), во 2—4 классах — по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).
Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности
Учебники
1. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 1 класс: В 2 ч.
2. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 2 класс: В 2 ч.
3. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 3 класс: В 2 ч.
4. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 4 класс: В 2 ч.
Рабочие тетради

1. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 1 класс: В 2 ч.
2. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 2 класс: В 2 ч.
3. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 3 класс: В 2 ч.
4. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 4 класс: В 2 ч.
Проверочные работы, дополнительная литература
1.
Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: 1-4 классы.
2.
Крылова О.Н. Типовые тестовые задания по математике. Итоговая аттестация.
2-4 классы.
3.
Рудницкая В.Н. Контрольные работы по математике. 1-4 классы.
4.
Рудницкая В.Н. Тесты по математике. 1-4 классы.
Мультимедийные образовательные ресурсы:
1. Электронное сопровождение к учебнику «Математика», 1-4 классы.
2. Интерактивное учебное пособие «Математика. 1-4 классы, ч.1,2» (серия «Наглядная
школа»)
3. Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Контроль осуществляется в форме проектов, тестов, самостоятельных,
проверочных и контрольных работ.
Формы организации учебной деятельности - индивидуальная, фронтальная, парная,
групповая.
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с
ОВЗ (вариант 7.1) АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Изучение курса «Математика» в первом классе направлено на получение следующих
личностных результатов:
-чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
-осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к
семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
-целостное восприятие окружающего мира;
-развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий
подход к выполнению заданий;
-рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;
-навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
-установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к
работе на результат.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в первом классе
является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных
учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую
этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, предоставляющем средства для её
решения;
-сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия (дватри шага) в соответствии с поставленной задачей;
-начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и
самооценку результатов своей учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
-осознанное чтение, построение речевых высказываний, использование введённых
математических символов, знаков, терминов математической речи;

-первоначальные методы нахождения и чтения информации, представленной разными
способами (текст, таблица) в разных носителях (учебник, справочник, аудио- и
видеоматериалы и др.);
-начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
-первоначальные
умения
использования
знаково-символических
средств
представления информации для создания моделей изучаемых объектов, в том числе и при
решении текстовых задач;
-способность излагать своё мнение и аргументировать его;
-начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов
в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика»;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
- способность определять общую цель и пути её достижения;
-способность договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса являются:
-использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и
пространственных отношений;
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного
воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его
оценки, наглядного представления данных в разной форме ( таблицы, схемы, диаграммы),
записи и выполнения алгоритмов;
-приобретение начального опыта применения математических знаний для решения
учебно – познавательных и учебно – практических задач;
-выполнение устно и письменно арифметических действий с числами и числовыми
выражениями, решение текстовых задач, выполнение и построение алгоритмов и стратегий в
игре; исследование, распознавание и изображение геометрических фигур, работа с
таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представление, анализ и
интерпретация данных;
-приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на
клавиатуре).
Личностными результатами обучающихся являются формирование следующих
умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения являются формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:

- Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в
повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления,
события, факта)
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать
вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им
успешно решены;
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские
геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
- Познавательный интерес к математической науке.
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве Интернета.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты,
заданные в явном виде.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами являются формирование следующих умений.
Обучающиеся должны знать наизусть таблицу сложения однозначных чисел и
соответствующие случаи вычитания.
Обучающиеся должны уметь:
читать, записывать и сравнивать числа от 0 до 100, читать и записывать простейшие
выражения (сумма, разность, произведение, частное); выполнять письменное сложение и
вычитание чисел в пределах 100, располагая запись столбиком;
решать простые арифметические задачи, а также несложные составные задачи в 2
действия;
пользоваться знаками: ,

узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические
фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник; уметь
изображать прямоугольник(квадрат) на клетчатой бумаге.
чертить отрезок заданной длины и измерять длину заданного отрезка;
находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и периметр многоугольника
(треугольника, четырехугольника).
Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ (вариант 7.1, 7.2)
АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практикоориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений
обучающихся с ЗПР в различных средах:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
- в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь
для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
- в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи;
- в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать
адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
- в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата
(близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни,
проявляющееся:
- в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии
повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и
вещей;
- в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное
участие;
- в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных
обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в
этой деятельности;
- в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в
повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
- в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае
затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
- в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать
посильное участие, брать на себя ответственность;
- в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.
овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, проявляющееся:
- в расширении знаний правил коммуникации;
- в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем
окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать
коммуникацию как средство достижения цели;
- в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя
коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
- в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения,
просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
- в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и
т.д.;
- в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
- в освоении культурных форм выражения своих чувств.

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственновременной организации, проявляющаяся:
- в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с
бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных
представлений об опасности и безопасности;
- в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности
(безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и
природной среды;
- в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами
дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных
достопримечательностей и других.
- в расширении представлений о целостной и подробной картине мира,
упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
- в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего
мира;
- в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом
собственной жизни в семье и в школе;
- в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной
жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
- в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое,
задавать вопросы;
- в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной
результативности;
- в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
- в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком;
- в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других
людей;
- в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими
воспоминаниями, впечатлениями и планами.
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
- в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного
статуса: с близкими в семье, с учителями и учениками в школе, со знакомыми и
незнакомыми людьми;
- в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать
принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с
возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к
себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ,
недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
- в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки
адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
- в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
- в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за
проявление внимания и оказание помощи;
- в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации
социального контакта.
Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО должны отражать:
- способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные
занятия и соответствовать общему темпу занятий;
- способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других
ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком, умение задавать вопросы;

- способность к наблюдательности, умение замечать новое;
- овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметнопрактической деятельности;
- стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметнопрактической деятельности;
- умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять
и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и
результат деятельности;
- сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП
НОО предметные, метапредметные и личностные результаты;
- сформированные в соответствии АООП НОО универсальные учебные действия.
Числа и величины
Выпускник научится:
–
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
–
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая
последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно
выбранному
правилу
(увеличение/уменьшение
числа
на
несколько
единиц,
увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
–
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
–
классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои
действия;
–
читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость),
используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм —
грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр —
сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Выпускник получит возможность научиться:
–
выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени),
объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
– выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание,
умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с
использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных
арифметических действий (в том числе деления с остатком);
– выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных,
двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том
числе с нулём и числом 1);
– выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его
значение;
– вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических
действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
–
выполнять действия с величинами;
–
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
–
проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия,
прикидки и оценки результата действия и др.).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
– устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче,
планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
– решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи,
связанные с повседневной жизнью;

– решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли
(половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
– оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
– решать задачи в 3—4 действия;
– находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Выпускник научится:
– описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
– распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная,
прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
– выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок,
квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
– использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
– распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
– соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться:
- распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду,
цилиндр, конус.
Геометрические величины
Выпускник научится:
– измерять длину отрезка;
– вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь
прямоугольника и квадрата;
– оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Выпускник получит возможность научиться:
- вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из
прямоугольников.
Работа с информацией
Выпускник научится:
– читать несложные готовые таблицы;
– заполнять несложные готовые таблицы;
– читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
– читать несложные готовые круговые диаграммы;
– достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
– сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах
несложных таблиц и диаграмм;
– понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…»,
«если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
– составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска
информации;
– распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и
диаграммы);
– планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную
информацию с помощью таблиц и диаграмм;
– интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных
исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
2. Содержание учебного курса
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов
умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию
объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать

логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые
обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы
познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его
отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных
учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных
знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному
поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет
основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не
только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но
и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Обучение математике по программе «Школа России» представлено разделами:
1.«Числа и величины»
2.«Арифметические действия»
3.«Текстовые задачи»
4.«Пространственные отношения.
5. «Геометрические фигуры»
6.«Геометрические величины»
7.«Работа с информацией».
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные
единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы
разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер,
тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век).
Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение
однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов
и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения.
Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения,
умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.
Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и
сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения
относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в
числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового
выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке
выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и
вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное,
двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные
действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка
вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28,
8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а – b, a ∙ b, c : d (d ≠ 0), вычисление их значений
при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при
формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.).
Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений
между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами
арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Планирование хода решения задач.

Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение,
вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в)
…», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие
процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена,
количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход
на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала,
конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его
доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка,
схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже,
слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая),
отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник,
квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды
треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный
(равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для
выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние
геометрических тел: куб, пирамида, шар.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр,
сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод
одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной
длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра
прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный
миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный
километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади
геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением
величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой
диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых
выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и
выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и
слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
3. Тематическое планирование
1 класс

Тема раздела

Количе Планируемые результаты
ство
Обучающиеся научатся:

часов
Раздел 1
Подготовка к
изучению чисел.
Пространственные и
временные
представления.

8ч.

Раздел 2
Числа от 1 до 10.
Число 0. Нумерация.

28ч.

Раздел 3
Числа от 1 до 10
Сложение и
вычитание.

59 ч.

-называть числа в порядке их следования при счете;
-отсчитывать из множества предметов заданное
количество (8 — 10 отдельных предметов);
-упорядочивать объекты.
-моделировать разнообразные расположения объектов на
плоскости и в пространстве по их описанию и описывать
расположение объектов с использованием слов: вверху,
внизу, слева, справа, за;
-упорядочивать события, располагая их в порядке
следования (раньше, позже, еще позднее)
-сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в
пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их
следования при счете;
-делать вывод, в каких группах предметов поровну
(столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и
на сколько.
-воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как
в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого
числа;
-определять
место
каждого
числа
в
этой
последовательности;
-считать различные объекты (предметы, группы предметов,
звуки, слова и т.п.) и -устанавливать порядковый номер
того или иного объекта при заданном порядке счета;
-писать цифры, соотносить цифру и число;
-образовывать следующее число
прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1
из следующего за ним в ряду чисел.
-упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, с
использованием мерок);
-различать и называть прямую линию, кривую, отрезок,
луч, ломаную.
-сравнивать любые два числа и записывать результат
сравнения, используя знаки сравнения «>», «<», «=»;
-составлять числовые равенства и неравенства;
-упорядочивать заданные числа.
-измерять отрезки и выражать их длину в сантиметрах.
-выполнять задания творческого и поискового характера.
-контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
-моделировать действия сложение и вычитание с
помощью предметов (разрезного материала), рисунков; составлять по рисункам схемы арифметических действий
сложение и вычитание, записывать по ним числовые
равенства;
-читать
равенства,
используя
математическую
терминологию (слагаемые, сумма);
-выполнять сложение и вычитание вида: ± 1 в пределах
10.
-выделять задачи из предложенных текстов;
-моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл
действий сложение и вычитание; задачи в одно действие
на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц;

Раздел 4

14 ч.

Числа от 1 до 20.
Нумерация.

Раздел 5
Числа от 1 до 20
Сложение и
вычитание.

Тема раздела
Раздел 1
Числа от 1 до 100
Нумерация.

23 ч.

-объяснять и обосновывать действие, выбранное для
решения задачи.
применять переместительное свойство сложения для
случаев вида: + 5, + 6, + 7, + 8, + 9;
-проверять
правильность
выполнения
сложения,
сравнивать разные способы сложения, выбирать
наиболее
удобный.
-выполнять вычисления вида 6 – , 7 – , 8 – , 9 – , 10
– ;
- применяя знания состава чисел 6, 7, 8, 9, 10 и знания о
связи суммы и слагаемых.
-образовывать числа второго десятка из одного десятка и
нескольких единиц;
-сравнивать числа, опираясь на порядок следования чисел
второго десятка при счете;
-читать и записывать числа второго десятка, объясняя,
что обозначает каждая цифра в их записи.
-заменять крупные единицы длины мелкими: (1 дм 4 см =
14 см) и обратно (20 см = 2 дм).
-выполнять вычисления вида 15 + 1, 16 – 1, 10 + 5, 14 – 4,
18 – 10, основываясь на знаниях по нумерации.
-составлять план решения задачи в 2 действия.
-выполнять задания творческого и поискового характера.
контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
-моделировать прием выполнения действия сложение с
переходом через десяток, используя предметы, разрезной
материал, счетные палочки, графические схемы.
-работать (по рисунку) на вычислительной машине,
выполняющей два действия; продолжать узоры
-выполнять задания поискового характера, применяя
знания в измененных условиях.
-контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
-действовать
по
заданному
и
самостоятельно
составленному плану решения задачи;
-наблюдать за изменением решения задачи при изменении
ее условия (вопроса);
-планировать решение задачи.
-контролировать и оценивать свою работу, ее результат,
делать выводы на будущее.

2 класс
Количе Планируемые результаты
ство
часов
18 ч. -образовывать, называть и записывать числа в пределах
100;
-сравнивать числа и записывать результат сравнения;
-упорядочивать заданные числа;
-устанавливать правило, по которому составлена числовая
последовательность, продолжать ее или восстанавливать
пропущенные в ней числа;
-классифицировать (объединять в группы) числа по

Раздел 2

18 ч.

Сложение и
вычитание.

Раздел 3
Числа от 1 до 100
Сложение и
вычитание.

28ч.

заданному или самостоятельно установленному правилу;
-заменять двузначное число
суммой разрядных слагаемых;
-выполнять сложение и вычитание вида: 30 + 5, 35 – 5, 35
– 30 .
-переводить одни единицы длины в другие: мелкие в
более крупные и крупные в более мелкие, используя
соотношения между ними.
-сравнивать стоимость предметов в пределах 100 р.
-действовать
по
заданному
и
самостоятельно
составленному плану решения задачи;
-наблюдать за изменением решения задачи при изменении
ее условия (вопроса);
-планировать решение задачи.
соотносить результат проведенного самоконтроля с
поставленными целями при изучении темы, оценивать их
и делать выводы.
-составлять и решать задачи, обратные заданной;
-моделировать на схематических чертежах, зависимости
между величинами в задачах на нахождение неизвестного
слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного
вычитаемого.
-объяснять
ход
решения
задачи.
обнаруживать и устранять ошибки в ходе решения
задачи и в вычислениях при решении задачи;
-отмечать изменения в решении задачи при изменении ее
условия или вопроса.
определять по часам время с точностью до минуты.
находить длину ломаной и периметр многоугольника.
читать и записывать числовые выражения в два действия;
-находить значения выражений со скобками и без них,
сравнивать два выражения.
применять переместительное и сочетательное свойства
сложения
при
вычислениях.
объяснять выбор арифметических действий для решения.
контролировать и оценивать свою работу, ее результат,
делать выводы на будущее.
-моделировать и объяснять ход выполнения устных
действий сложение и вычитание в пределах 100;
- выполнять устно сложение и вычитание чисел в
пределах 100 (табличные, нумерационные случаи,
сложение и вычитание круглых десятков, сложение
двузначного и однозначного числа и др.);
-сравнивать разные способы вычислений, выбирать
наиболее удобный.
записывать решения составных задач с помощью
выражения
-находить значение буквенного выражения при заданных
значениях буквы, использовать различные приемы при
вычислении значения числового выражения, в том числе,
правила о порядке действий в выражениях, свойства
сложения, прикидку результата.
-решать уравнения вида: 12 + х = 12, 25 – х = 20, х – 2 = 8,

Раздел 4

27ч

Числа от 1 до 100.
Сложение и
вычитание
(письменные
вычисления)

Раздел 5

26 ч

Числа от 1 до 100.
Умножение и деление

Раздел 6

15 ч

Табличное умножение
и деление
Раздел 7

4ч

подбирая значение неизвестного.
использовать различные приемы проверки правильности
выполненных вычислений.
контролировать и оценивать свою работу, ее результат,
делать выводы на будущее.
-применять письменные приемы сложения и вычитания
двузначных чисел с записью вычислений столбиком;
-выполнять вычисления и проверку;
-различать прямой, тупой и острый угол;
-чертить углы разных видов на клетчатой бумаге;
-выделять прямоугольник (квадрат) из множества
четырехугольников;
-чертить прямоугольник (квадрат)на клетчатой бумаге.
-решать текстовые задачи арифметическим способом.
выполнять задания творческого и поискового характера.
-выбирать
заготовки
в
форме
квадрата;
-читать знаки и символы, показывающие как работать с
бумагой при изготовлении изделий по технике «Оригами»;
-собирать информацию по теме «Оригами» из различных
источников, включая Интернет;
-читать представленный в графическом виде план
изготовления изделия и работать по нему изделие;
-составлять план работы;
-работать в группах, анализировать и оценивать ход
работы и ее результат;
-моделировать действие умножение и деление;
-заменять сумму одинаковых слагаемых произведением,
произведение - суммой одинаковых слагаемых (если
возможно);
-умножать 1 и 0 на число;
-использовать переместительное свойство умножения при
вычислениях;
-использовать математическую терминологию при
записи и выполнении арифметического действия
умножение и деление.
-решать текстовые задачи на умножение и деление;
-искать различные способы решения одной и той же
задачи.
находить периметр прямоугольника.
решать задачи с величинами: цена, количество,
стоимость;
-решать задачи на нахождение третьего слагаемого.
умножать и делить на 10.
-выполнять задания логического и поискового характера;
-работать в паре;
-излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать
свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища.
выполнять умножение с числом 2,3.
выполнять деление на 2,3. прогнозировать результат
вычислений,
использовать математическую терминологию.
решать текстовые задачи на деление.
-оценивать результаты продвижения по теме, проявлять

Итоговое повторение
«Что узнали, чему
научились во 2
классе»

личностную заинтересованность в приобретении и
расширении знаний и способов действий.
-соотносить результат проведенного самоконтроля с
поставленными целями при изучении темы, оценивать их
и делать выводы.
3 класс

Количе Планируемые результаты
Тема раздела
ство
часов
-выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100.
Раздел 1
9 ч.
-решать уравнения на нахождение неизвестного
Числа от 1 до 100
слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного
Сложение и
вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при
вычитание.
сложении, при вычитании.
-обозначать геометрические фигуры буквами.
-решать задачи логического и поискового характера.
Раздел 2
55 ч. -воспроизводить по памяти таблицу умножения и
соответствующие случаи деления;
Числа от 1 до 100
Табличное умножение
-применять знания таблицы умножения при выполнении
вычислений.
и деление.
-применять правила о порядке действий в числовых
выражениях со скобками и без скобок при вычислениях
значений числовых выражений;
-вычислять значения числовых выражений в 2—3
действия со скобками и без скобок;
-использовать математическую терминологию при чтении
и записи числовых выражений.
-использовать различные приемы проверки правильности
вычисления значения числового выражения (с опорой на
свойства арифметических действий, на правила о порядке
выполнения действий).
-анализировать текстовую задачу и выполнять краткую
запись задачи разными способами, в том числе в табличной
форме;
-моделировать зависимости между величинами с
помощью схематических чертежей.
-решать задачи арифметическими способами;
-объяснять выбор действий для решения;
-сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на
несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в
несколько раз, приводить объяснения;
-составлять план решения задачи;
-действовать по предложенному или самостоятельно
составленному плану;
-объяснять ход решения задачи.
-обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе
решения) и вычислительного характера, допущенные при
решении;
оценивать результаты продвижения по теме, проявлять
личностную заинтересованность в приобретении и

Раздел 3
Числа от 1 до 100

29 ч.

Внетабличное
умножение и деление.

Раздел 4
Числа от 1 до 1000.
Нумерация.

14 ч.

расширении знаний и способов действий.
–анализировать свои действия и управлять ими.
-описывать явления и события с использованием величин
времени;
-переводить одни единицы времени в другие.
-выполнять внетабличное умножение и деление в
пределах 100 разными способами.;
-использовать правила умножения суммы на число при
выполнении внетабличного умножения и правила деления
суммы на число при выполнении деления;
-сравнивать разные способы вычислений, выбирать
наиболее удобный
-использовать разные способы для проверки выполненных
действий умножение и деление.
-решать уравнения на нахождение неизвестного
множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.
-разъяснять смысл деления с остатком, выполнять
деление с остатком и проверять правильность деления с
остатком.
-решать текстовые задачи арифметическим способом.
-вычислять значение выражений с двумя переменными
при заданных числовых значениях входящих в него букв;
-решать задачи логического и поискового характера,
выполнять задания, требующие соотнесения рисунка с
высказываниями, содержащими логические связки: «если
не …, то», «если не …, то не …»;
-выполнять преобразование геометрических фигур по
заданным условиям.
-составлять и решать практические задачи с жизненными
сюжетами;
-проводить сбор информации, чтобы дополнять условия
задач с недостающими данными, и решать их.
-составлять и решать практические задачи с жизненными
сюжетами;
-проводить сбор информации, чтобы дополнять условия
задач с недостающими данными, и решать
-заменять трехзначное числа суммой разрядных
слагаемых;
-упорядочивать заданные числа;
-устанавливать правило, по которому составлена
числовая последовательность; продолжать ее, или
восстанавливать пропущенные в ней числа;
-группировать числа по заданному или самостоятельно
установленному основанию.
-переводить одни единицы массы в другие;
-сравнивать предметы по массе.
-читать и записывать числа римскими цифрами;
-сравнивать позиционную десятичную систему счисления
с Римской непозиционной системой записи чисел;
-читать записи на циферблатах часов, в оглавлении книг, в
обозначении веков, представленные римскими цифрами.
-оценивать результаты продвижения по теме, проявлять
личностную заинтересованность в приобретении и

Раздел 5
Числа от 1 до 1000.
Сложение и
вычитание.

12 ч

Раздел 6
Числа от 1 до 1000.
Умножение и деление

17ч.

Тема раздела
Раздел 1
Числа от 1 до 1 000
Четыре
арифметических
действия
Столбчатые

расширении знаний и способов действий.
-выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к
действиям в пределах 100, используя различные приемы
устных
вычислений;
-сравнивать разные способы вычислений, выбирать
удобный.
-применять алгоритмы письменного сложения и
вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в
пределах 1 000;
-контролировать пошагово правильность применения
алгоритмов арифметических действий при письменных
вычислениях;
-использовать различные приемы проверки правильности
вычислений.
-различать треугольники по видам (разносторонние и
равнобедренные, а среди последних -равносторонние) и
называть их.
-решать задачи творческого и поискового характера.
-работать паре;
-находить и исправлять неверные высказывания;
-излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать
свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища.
-анализировать достигнутые результаты и недочеты,
проявлять личностную заинтересованность в расширении
знаний и способов действий.
использовать различные приемы для устных вычислений;
-сравнивать разные способы вычислений, выбирать
удобный.
-различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный,
остроугольный, находить их в более сложных фигурах.
-применять алгоритмы письменного умножения и деления
многозначного числа на однозначное и выполнять эти
действия.
-применять алгоритмы письменного умножения и
деления многозначного числа на однозначное и
выполнять эти действия.
-использовать различные приемы проверки правильности
вычислений, в том числе и калькулятор.
-анализировать достигнутые результаты и недочеты,
проявлять личностную заинтересованность в расширении
знаний и способов действий.

4 класс
Количе Планируемые результаты
ство
часов
Читать и строить столбчатые диаграммы.
14 ч
Работать в паре.
Находить и исправлять неверные высказывания.
Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать
свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища,
обсуждать высказанные мнения.

диаграммы
Раздел 2
Числа больше 1 000
Нумерация

12ч

Раздел 3
Величины

11 ч

Раздел 4
Сложение и
вычитание
многозначных чисел

12 ч

Считать предметы десятками, сотнями, тысячами.
Читать и записывать любые числа в пределах миллиона,
Заменять многозначное число суммой разрядных
слагаемых. Выделять в числе единицы каждого разряда.
Определять и называть общее количество единиц любого
разряда, содержащихся в числе.
Сравнивать числа по классам и разрядам.
Упорядочивать заданные числа.
Устанавливать правило, по которому составлена числовая
последовательность, продолжать ее, восстанавливать
пропущенные в ней элементы.
Оценивать правильность составления числовой
последовательнсти.
Группировать числа по заданному или самостоятельно
установленному признаку, находить несколько вариантов
группировки.
Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1 000 раз.
Собирать информацию о своем городе (селе) и на этой
основе создавать математический справочник «Наш город
(село) в числах».
Использовать материал справочника для составления и
решения различных текстовых задач.
Сотрудничать с взрослыми и сверстниками.
Составлять план работы.
Анализировать и оценивать результаты работы.
Переводить одни единицы длины в другие (мелкие в более
крупные и крупные — в более мелкие).
Измерять и сравнивать длины; упорядочивать их
значения.
Сравнивать значения площадей разных фигур.
Переводить одни единицы площади в другие.
Определять площади фигур произвольной формы,
используя палетку.
Переводить одни единицы массы в другие.
Приводить примеры и описывать ситуации, требующие
перехода от одних единиц измерения к другим (от мелких к более крупным и наоборот).
Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по
массе, упорядочивать их.
Переводить одни единицы времени в другие.
Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по
продолжительности, упорядочивать их.
Решать задачи на определение начала, продолжительности
и конца события.
Выполнять письменно сложение и вычитание
многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их
выполнения; сложение и вычитание величин.
Осуществлять пошаговый контроль правильности
выполнения арифметических действий (сложение,
вычитание).
Выполнять сложение и вычитание значений величин.
Моделировать зависимости между величинами в

Раздел 5
Умножение и деление
многозначных чисел

77 ч

Раздел 6
Итоговое повторение.

10

текстовых задачах и решать их.
Выполнять задания творческого и поискового характера.
Оценивать результаты усвоения учебного материала
делать выводы, планировать действия по устранению
выявленных недочетов, проявлять личностную
заинтересованность в расширении знаний и способов
действий.
Выполнять письменное умножение и деление
многозначного числа на однозначное.
Осуществлять пошаговый контроль правильности
выполнения арифметических действий (умножение и
деление многозначного числа на однозначное).
Составлять план решения текстовых задач и решать их
арифметическим способом.
Оценивать результаты усвоения учебного материала,
делать выводы, планировать действия по устранению
выявленных недочетов, проявлять личностную
заинтересованность в расширении знаний и способов
действий.
Применять свойство умножения числа на произведение в
устных и письменных вычислениях.
Выполнять устно и письменно умножение на числа,
оканчивающиеся нулями, объяснять используемые
приемы.
Выполнять задания творческого и поискового характера,
применять знания и способы действий в измененных
условиях.
Моделировать взаимозависимости между величинами:
скорость, время, расстояние. Переводить одни единицы
скорости в другие. Решать задачи с величинами: скорость,
время, расстояние.
Осуществлять пошаговый контроль правильности и
полноты выполнения алгоритма арифметических действий
Проверять выполненные действия: умножение делением
и деление умножением.
Оценивать результаты продвижения по теме, проявлять
личностную заинтересованность в приобретении и
расширении
Анализировать свои действия и управлять ими.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.08.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73824128690

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».