Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный физик

Пояснительная записка
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Юный физик»
предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 7 класса.
Информационно – методическое обеспечение рабочей программы.
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» 29.12.2012 № 273
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении
федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего
образования» (с изменениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577).
3. Программа основного общего образования. Физика. 7 - 9 классы (авторы:А.В. Перышкин,
Н.В. Филонович, Е.М. Гутник). Физика. 7-9 классы: рабочие программы / сост. Ф50 Е.Н.
Тихонова - 5-е изд., перераб.-М.: Дрофа, 2015. – 400с., стр.4.;
1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/
Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. -. (Стандарты второго
поколения).
2. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе:
пособие для учителя/. В.П. Степанов, Д.В. Григорьев – М.: Просвещение, 2014. – 200 с. -.
(Стандарты второго поколения).
3. Занимательная физика. Перельман Я.И. – М. : Наука, 1972.
4. Занимательные опыты по физике. Горев Л.А. – М. : Просвещение, 1977.
5. Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах общеобразовательных
учреждений: Книга для учителя./под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. – М. : Просвещение,
1996.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://standart.edu/catalog.aspx?Catalog=227
7. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации// официальный сайт. –
Режим доступа: http://минобрнауки.рф/
8. Методическая служба. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/
9. Развивающие электронные игры «Умники – изучаем планету»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.russobit-m.ru//
10. Авторская мастерская (http://metodist.lbz.ru).
Место курса в образовательном процессе.
Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из
форм организации свободного времени обучающихся. В рамках реализации ФГОС ООО
внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах,
отличных от урочной системы обучения, и направленная на достижение планируемых
результатов освоения образовательных программ основного общего образования.Реализация
рабочей программы занятий внеурочной деятельности по физике «Юный физик»
способствует общеинтеллектуальномунаправлению развитию личности обучающихся 7
класса.
Предлагаемая программа внеурочной деятельности в 7 классе рассчитана на 1 год обучения
(1 час в неделю). В 7 классе – учитывая праздничные дни, за год будет дано -34 часа.
Физическое образование в системе общего и среднего образования занимает одно из
ведущих мест. Являясь фундаментом научного миропонимания, оно способствует
формированию знаний об основных методах научного познания окружающего мира,
фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения
исследовать и объяснять явления природы и техники.
Модернизация современного образования ориентирована на формирование у учащихся
личностных качеств, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям в
современном обществе. Необходимо повернуться к личности ребенка, к его
индивидуальности, личностному опыту, создать наилучшие условия для развития и
максимальной реализации его склонностей и способностей в настоящем и будущем.
Гуманизация, индивидуализация и дифференциация образовательной политики стали
средствами решения поставленной задачи.

Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она
активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Учитель при
этом становится организатором познавательной деятельности ученика, стимулирующим
началом в развитии личности каждого школьника.
Дифференциация предполагает такую организацию процесса обучения, которая учитывает
индивидуальные особенности учащихся, их способности и интересы, личностный опыт.
Дифференциация обучения физике позволяет, с одной стороны, обеспечить базовую
подготовку, с другой — удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и
способности к предмету.

Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по общеинтелектуальному
направлению внеурочной деятельности
Цели курса:
Опираясь на индивидуальные образовательные запросы и способности каждого ребенка при
реализации программы внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас», можно
достичь основной цели - развить у обучающихся стремление к дальнейшему самоопределению,
интеллектуальной, научной и практической самостоятельности, познавательной
активности.Поэтому целями программы занятий внеурочной деятельности по физике
«Юный физик» для учащихся 7 классов являются:
 развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе решения практических задач и самостоятельного
приобретения новых знаний;
 формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций – учебно –
познавательных, информационно-коммуникативных, социальных, и как следствие компетенций личностного самосовершенствования;
 формирование предметных и метапредметных результатов обучения, универсальных
учебных действий.
 воспитание творческой личности, способной к освоению передовых технологий и
созданию своих собственных разработок, к выдвижению новых идей и проектов;
 реализация деятельностного подхода к предметному обучению на занятиях внеурочной
деятельности по физике.

в яркой и увлекательной форме расширять и углублять знания, полученные
учащимися на уроках;
 показать использование знаний в практике, в жизни;
 раздвинуть границы учебника, зажечь учащихся стремлением как можно больше
узнать, понять;
 раскрыть перед учащимися содержание и красоту физики.


Особенностью внеурочной деятельности по физике является то, что она направлена на
достижение обучающимися в большей степени личностных и метапредметных результатов.
Задачи курса.
 выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным

видам деятельности;
 формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми

школьники сталкиваются в повседневной жизни;
формирование представления о научном методе познания;
развитие интереса к исследовательской деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
развитие навыков организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
создание условий для реализации во внеурочное время приобретенных универсальных
учебных действий в урочное время;
 развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
 расширение рамок общения с социумом.






 формирование навыков построения физических моделей и определения границ их

применимости.
 совершенствование умений применять знания по физике для объяснения явлений






природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного
приобретения и оценки новой информации физического содержания, использования
современных информационных технологий;
использование приобретённых знаний и умений для решения практических, жизненных
задач;
включение учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую,
аналитическую, поисковую;
выработка гибких умений переносить знания и навыки на новые формы учебной
работы;
развитие сообразительности и быстроты реакции при решении новых различных
физических задач, связанных с практической деятельностью.

Методы обучения и формы организации деятельности обучающихся
Реализация программы внеурочной деятельности «Юный физик» предполагает
индивидуальную и групповую работу обучающихся, планирование и проведение
исследовательского эксперимента, самостоятельный сбор данных для решения практических
задач, анализ и оценку полученных результатов. Программа предусматривает не только
обучающие и развивающие цели, её реализация способствует воспитанию творческой личности с
активной жизненной позицией.
Планируемые результаты.

Формирование у учащихся общих учебных умений и навыков – универсальных
учебных действий происходит в процессе повседневной работы на уроках и во
внеурочное время.
Личностными результатами обученияпрограммы внеурочной деятельности в основной
школе являются:
1. Сформированность познавательных интересов на основе развития
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
2. Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к
физике как элементу общечеловеческой культуры;
3. Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
4. Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными
интересами и возможностями;
5. Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
6. Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий
и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности в основной школе
являются:
1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты
своих действий;
2. Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их
объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение
универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения

3.

4.

5.

6.
7.

известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез,
разработки теоретических моделей процессов или явлений;
Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и
перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными
задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем
ответы на поставленные вопросы и излагать его;
Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий
для решения познавательных задач;
Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать
право другого человека на иное мнение;
Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения проблем;
Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных
ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметными результатами программы внеурочной деятельности в основной школе
являются:
1. умение пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать
и проводить эксперименты, обрабатывать результаты измерений;
2. научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр),
собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов;
3. развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений
устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинноследственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы,
формулировать выводы;
4. развитие коммуникативных умений: докладывать о результатах эксперимента, кратко и
точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники
информации.
Способы оценки уровня достижения обучающихся.

Основными формами учёта знаний и умений на первом уровне будут:
практические работы, тесты, проекты, различные сообщения и рефераты, игры,
олимпиады.Качество подготовленности учащихся определяется качеством выполненных
ими работ.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной
деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным
будет
контроль
в
процессе
организации
различных
форм
деятельности.Поощрительной формой оценки труда учащихся является демонстрация
работ, выполненных учащимися и выступление с результатами исследований перед
различными аудиториями (в классе, в старших и младших классах, учителями) внутри
школы.
Работа с учебным материалом разнообразных форм дает возможность каждому их
учащихся проявить свои способности (в области систематизации теоретических знаний, в
области решения стандартных задач, в области решения нестандартных задач, в области
исследовательской работы и т.д.). Ситуации успеха, создающие положительную мотивацию
к деятельности, являются важным фактором развития творческих и познавательных
способностей учащихся.Подобная организация учета знаний и умений для контроля и

оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет
способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого
обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном

сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником
деятельности.

Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).

№
1.

Наименование
разделов
Первоначальны
е сведения о
строении
вещества

Характеристика основных
содержательных линий
Теория:
Цена деления измерительного прибора.

Представления древних ученых о
природе вещества. М.В. Ломоносов.
История открытия броуновского
движения. Изучение и объяснение
броуновского
движения.Диффузия.Как измерить
молекулу.Вершок, локоть и другие
единицы. Откуда пошло выражение
«Мерить на свой аршин». Рычажные
весы.Плотность вещества. Масса
тела.
Практика, эксперимент:
Практическая работа №1
«Изготовление моделей молекул».
Экспериментальная работа №1
«Измерение толщины листа бумаги».
Экспериментальная работа №2
«Измерение плотности куска сахара».

Формы
организации

Виды
деятельности

индивидуальная
и
групповая
работа
обучающихся,
планирование
и
проведение
исследовательского
эксперимента,
самостоятельный
сбор данных для
решения
практических задач,
анализ и оценка
полученных
результатов.

Личностные,
познавательн
ые,
коммуникати
вные,
регулятивны
е

индивидуальная и
групповая работа
обучающихся,
планирование и
проведение
исследовательского
эксперимента,
самостоятельный
сбор данных для
решения
практических задач,
анализ и оценка
полученных
результатов.

Личностные,
познавательн
ые,
коммуникати
вные,
регулятивные

Решение задач.

«Определение цены деления
различных приборов». «Плотность
вещества».
2.

Взаимодействие
тел

Теория:
История метрической системы мер:
Вершок, локоть и другие единицы.
Система СИ.Как быстро мы
движемся? Скорость движение
некоторых тел.Скорость при
равномерном и неравномерном
движении тел. Сила тяжести. Сила
тяжести на других
планетах.Невесомость.К.Э.
Циолковский.Трение в природе и
технике. Трение покоя.
Практика, эксперимент:
Практическая работа №2 «Как
рассчитать путь от дома до школы?».
Практическая работа №3
«Исследование зависимости силы
тяжести от массы тела».

Практическая работа №3
«Исследование зависимости силы
тяжести от массы тела».
Решение задач.«Скорость при
равномерном и неравномерном
движении тел».«Сообщающиеся
сосуды». «Плавание тел».
3.

Давление
твердых
жидкостей
газов

Теория:
тел, Давление твердых
и тел.Сообщающиеся сосуды. Закон
Паскаля. История открытия
атмосферного давления на Земле.
Равновесие жидкости в
сообщающихся сосудах, устройство
и действие фонтана. Давление на дне
морей и океанов. Исследование
морских глубин. Легенда об
Архимеде. Архимедова сила и киты.
Архимед о плавании тел.Условия
плавания тел. Воздухоплавание.
Практика, эксперимент:
Практическая работа №4 «Расчет
давления производимого стоя и при
ходьбе». Экспериментальная работа
№3 «Изучение условий плавания
тел».

индивидуальная и
групповая работа
обучающихся,
планирование и
проведение
исследовательского
эксперимента,
самостоятельный
сбор данных для
решения
практических задач,
анализ и оценка
полученных
результатов.

Личностные,
познавательн
ые,
коммуникати
вные,
регулятивные

индивидуальная и
групповая работа
обучающихся,
самостоятельный
сбор данных для
решения
практических задач,
анализ и оценка
полученных
результатов.

Личностные,
познавательн
ые,
коммуникати
вные,
регулятивные

Решение задач.

«Сообщающиеся сосуды». «Плавание
тел».
и Теория:
Простые механизмы. Сильнее самого
себя.Равновесие сил на рычаге,
применение закона равновесия
рычага к блоку Пневматические
машины и инструменты.
Коэффициент полезного действия.
Энергия движущейся воды и ветра.
Переход потенциальной энергии в
кинетическую и обратно
Гидравлические и ветряные
двигатели.
Решение задач.
«Определение выигрыша в силе,
который дает подвижный и
неподвижный блок». «Условие
равновесия рычага» тему «Работа.
Мощность».

4.

Работа
мощность.
Энергия

5.

Заключительно
е занятие.

Подведение итогов работы за год.
Поощрение учащихся, проявивших

активность и усердие на занятиях.

№

2. Тематическое планирование
Кол-во
Практические и экспериментальные
часов
занятия
Практическая работа №1 - 19.09.
8
Экспериментальная работа №1- 26.09.
Экспериментальная работа №2 - 24.10.

Наименование
темы
Первоначальные
сведения о
строении вещества
Взаимодействие тел

1

2.

3.

4.
5.

8

Практическая работа №2 – 21.11.
Практическая работа №3 – 19. 12.

Давление твердых
тел, жидкостей и
газов
Работа и мощность.
Энергия

10

Практическая работа №4 - 21.01.
Экспериментальная работа №3 – 13.03.

Заключительное
занятие
Итого:

1

7

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.КЛАСС: 7
Количество часов в неделю 1, в год – 34 часа
№

Дат
а
По
плану

Количеств
о часов

Наименование тем занятий

По факту

1. 1
.

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на
уроках. Решение задач по теме «Определение цены
деления различных приборов»

2. 2
.

1

Представления древних ученых о природе вещества.
М.В. Ломоносов.

3.

1

Практическая работа №1 «Изготовление моделей
молекул».

4.

1

Экспериментальная работа №1 «Измерение
толщины листа бумаги».

5.

1

Изучение и объяснение броуновского движения.
Диффузия. Решение экспериментальных задач.

6.

1

Рычажные весы. Единицы массы.

7.

2

Решение задач на тему «Плотность вещества».

8.

1

Экспериментальная работа №2 «Измерение
плотности куска сахара».

9.

1

История метрической системы мер: Вершок, локоть
и другие единицы. Система СИ.

10.

1

Как быстро мы движемся? Скорость движение
некоторых тел.

11.

1

Практическая работа №2 «Как рассчитать путь от
дома до школы?»

12.

1

Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах.

13.

1

Практическая работа №3 «Исследование
зависимости силы тяжести от массы тела».

14.

1

Трение в природе и технике. Трение покоя

15.

1

Давление твердых тел.

16.

1

Практическая работа №4 «Расчет давления
производимого стоя и при ходьбе»

17.

1

Закон Паскаля. История открытия атмосферного
давления на Земле.

18.

2

Решение качественных задач на тему
«Сообщающиеся сосуды»

19.

1

20.

1

Равновесие жидкости в сообщающихся сосудах,
устройство и действие фонтана.
Давление на дне морей и океанов. Исследование
морских глубин.

21.

1

Легенда об Архимеде. Архимедова сила и киты.
Архимед о плавании тел.

22.

2

Решение качественных задач на тему «Плавание
тел»

23.

1

Экспериментальная работа №3 «Изучение условий
плавания тел».

24.

1

Простые механизмы. Сильнее самого себя.

25.

1

Решение качественных задач на тему «Определение
выигрыша в силе, который дает подвижный и
неподвижный блок»

26.

1

Решение задач на тему «Условие равновесия
рычага»

27.

1

Пневматические машины и инструменты

28.

2

Решение задач на тему «Работа. Мощность»

29.

1

Энергия движущейся воды и ветра. Гидравлические
и ветряные двигатели

30.

1

Заключительное занятие.
Подведение итогов работы за год. Поощрение
учащихся, проявивших активность и усердие на
занятиях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.08.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73824128690

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».