2 Содержание 1 2 3 4 5 6 7 8 Пояснительная записка Общая характеристика курса «Знайка » Описание места курса «Знайка» в учебном плане Описание ценностных ориентиров содержания курса «Знайка» Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса «Знайка» Содержание программы курса «Знайка» Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса 3 5 7 8 9 11 13 16 3 1. Пояснительная записка Рабочая программа курса «Знайка» 1 - 4 классы разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития. Вариант 7.2) МАОУ «ОШ №5» программы формирования универсальных учебных действий. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и авторскими программами: Ефименковой Л. Н., Ишимовой О.А., Лалаевой Р. И., Ястребовой А. В. Рабочая программа предназначена для обучающихся с задержкой психического развития (далее – с ЗПР. Вариант 7.2) с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию речевых нарушений и социальную адаптацию. Рабочая программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающихся с ОВЗ (с ЗПР. Вариант 7.2) МАОУ «ОШ №5». Рабочая программа курса «Знайка» 1 - 4 классы сохраняет основное содержание образования, но учитывает индивидуальные особенности обучающихся с ЗПР и предусматривает коррекционную направленность обучения. Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ (с ЗПР. Вариант 7.2) с нарушением устной и письменной речи предполагают создание специальных условий для обеспечения формирования полноценной личности при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает: оказание квалифицированного логопедического сопровождения; индивидуальный темп обучения обучающихся с нарушением речи; постоянную (пошаговую) диагностику результативности академического компонента образования и сформированности жизненной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта; применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью; определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. 4 Нарушения речи у обучающихся с ОВЗ (с ЗПР. Вариант 7.2), поступающих в общеобразовательную организацию, носят характер системного недоразвития, для которого характерно: недостаточное развитие мелкой и артикуляторной моторики; нарушение звукопроизношения; нарушение развития психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления и т.д.; недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа; аграмматизмы, проявляющиеся в различных формах словоизменения; нарушение форм словообразования; недостаточная сформированность связной речи; нарушение чтения; нарушение письма. Недостатки речевого развития, связанные с трудностями в овладении принципов письма (морфологического, фонетического и принципа графики), мешают усвоению смыслового содержания учебного материала, ведут к появлению не только дисграфических ошибок, но и к трудностям овладения орфографией. Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть, направлено на речевую систему в целом. Цель курса «Знайка» - диагностика, коррекция и развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также связной устной и письменной речи. Задачи курса: 1. совершенствовать движения; 2. корректировать отдельные стороны психической деятельности и личностной сферы; 3. формировать учебную мотивацию, стимулировать сенсорно-перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы; 4. формировать позитивное отношение к своему "Я", повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность, формировать навык самоконтроля; 5. развивать речевую деятельность, формировать коммуникативные навыки, расширять представления об окружающей действительности; 6. формировать и развивать различные виды устной речи (разговорнодиалогической, описательно-повествовательной); 7. обогащать и развивать словарь, уточнять значения слова, развивать лексическую системность, формировать семантические поля; 8. корректировать индивидуальные пробелы в знаниях. 5 2. Общая характеристика курса «Знайка» Курс «Знайка» является обязательным и относится к коррекционноразвивающей области. Анализ устной и письменной речи у обучающихся с ОВЗ (с ЗПР. Вариант 7.2), показал, что речь в целом, как правило, смазанная, недостаточно отчетливая и выразительная. Обучающиеся часто «не слышат» в словах отдельных звуков, не умеют произвести элементарных форм звукового анализа и синтеза, что свидетельствует о недоразвитии фонематических процессов. Бедность и слабая дифференцированность словаря проявляется в неправильной предметной отнесенности ряда названий, в неточном употреблении их в контексте, в незнании многих слов, обозначающих признаки предметов и т.д. Перечисленные признаки позволяют сделать вывод о недостаточности речевого опыта и практических речевых обобщений, что неизбежно затруднит успешное усвоение русского языка. Нарушение письма (дисграфия) в чистом виде встречается крайне редко, чаще всего это сочетание различных видов дисграфии (например: артикуляторноакустическая дисграфия и дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; сочетание аграмматической, акустической и оптической дисграфии). Часто дисграфия сочетается с дислексией и дизорфографией. Обучающиеся с ОВЗ (с ЗПР. Вариант 7.2) независимо от того, имеются ли у них и насколько выражены недостатки в устной и письменной речи, нуждаются в коррекции всех сторон речи, что и реализуется на групповых логопедических занятиях. Коррекционный блок реализуется через логопедические занятия, направленые на профилактику и коррекцию нарушений чтения и письма, позволяющие повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивающие условия для дальнейшего социального и личностного развития, способствующие формированию личности и лучшему усвоению учебной информации. Курс реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет последовательно и постепенно преодолевать речевую инактивность и речевые нарушения у обучающихся с ОВЗ (с ЗПР. Вариант 7.2), а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать коммуникативную компетентность. Весь материал, представленный в программе, рассчитан на пять лет обучения и составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся с ОВЗ (с ЗПР. Вариант 7.2). 6 Все темы реализуются в определенной последовательности, учитывая основной принцип коррекционно-развивающего обучения для детей с ОВЗ (с ЗПР. Вариант 7.2). Темы даны в соответствии с программным требованием по коррекционноразвивающему образованию в условиях введения ФГОС НОО ОВЗ для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). 7 3. Описание места коррекционного курса «Знайка» в учебном плане Курс «Знайка» входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений учебного плана. В соответствии с учебным планом МБОУ «ОШ № 5» курс «Знайка » изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю. В 1 классах на курс «Знайка» отводится по 33 часа в год; во 2 - 4 классах – по 34 часа в год. Общий объём учебного времени составляет 168 часов. 8 4. Описание ценностных ориентиров содержания предмета «Знайка» Ценностные ориентиры учебного предмета соответствуют основным требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО: патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); человечность (принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество); личность (саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору); честь; достоинство; свобода, социальная солидарность (свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство (личная и национальная); доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества); семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам); дружба; здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни); труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость); наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля). 9 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса «Знайка» Личностные результаты: 1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий; 14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 10 4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; 7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты: 1) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 2) овладение основами грамотного письма; 3) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики; 4) формирование умения осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова; 5) овладение навыком правильного звукопроизношения в речевом потоке. 6. 11 Содержание коррекционного курса «Знайка» Вся программа состоит из нескольких взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга разделов: Многообразие звуков. Где образуются звуки? Многообразие звуков. Звуки речевые и неречевые. Развитие фонематического восприятия. Гласные звуки (на примере изученных букв). Согласные звуки (на примере изученных букв). Звук. Буква. Гласные — согласные звуки. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. Фонематический анализ слов. Дифференциация гласных и согласных звуков. Звуковой анализ и синтез слов. Слог, слово, словосочетание. Слог. Слоговой анализ и синтез слов. Звукослоговой анализ и синтез слов. Звук-слог-слово. Звук-слог-слово-предложение. Слово. Словосочетание. Предложение, текст. Предложение. Составление предложений. Предложение. Текст. Рассказ, текст. Составление рассказа по предметной картинке. Составление рассказа по сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Чтение текста. Чтение текста вслух. Чтение текста про себя. Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство по признаку ударности-безударности. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство по признаку ударности-безударности. Корни с чередующимися гласными Гласные, непроверяемые ударением. Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство по признаку глухости-звонкости. Дифференциация звуков, имеющих акустикоартикуляционное сходство по признаку глухости-звонкости. Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных на конце слова. Все случаи дифференциации звонких и глухих согласных. Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство по признаку твёрдости-мягкости. Дифференциация звуков, имеющих акустико– артикуляционное сходство по признаку твёрдости-мягкости. Буква «Ь». Смягчение согласных при помощи буквы « Ь». Буква «Ь» разделительный. Буква «Ъ» разделительный. Дифференциация букв «Ь» и «Ъ». Все случаи смягчения согласных. Дифференциация букв, имеющих оптическое сходство. Развитие и совершенствование навыков зрительного восприятия. Дифференциация букв, имеющих оптическое сходство: о – с – е, у – д – з, л – и, м – ш, в – д, б – д, о – а, а – д, и – у, У – Ч, п – т, П – Т, л – м, Л – М, х – ж, ч – ъ, н – ю, л – я, Г – Р, Н – К (выбор букв по результатам обследования письма). Закрепление на письме часто смешиваемых букв. 12 Состав слова. Состав слова. Словообразование. Дифференциация приставки и предлога. Согласование слов в предложении. Согласование слов в предложении. Управление. Работа с деформированным текстом. Работа с деформированным предложением. Деление сплошного текста на отдельные предложения. Составление связного текста из данных предложений. Составление связного текста из деформированных предложений. Составление связного текста из неполных предложений. Письменные ответы на вопросы. Составление связного текста по опорным словам. Выборочное выписывание из текста по заданию. 13 7. № /п 1.1. 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 1.11 1.12 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 Тематическое планирование Наименование разделов, тем Основные виды учебной Количество часов, деятельности обучающихся класс 1 11 2 3 4 1.Многообразие звуков. Где образуются звуки? 1 1 1 -находить звук в слове, Многообразие звуков. 1 1 1 1 1 соотносить его позицию; -определять последовательность Звуки речевые и неречевые 1 1 1 Развитие фонематического 2 2 1 1 1 и количество звуков в слове; восприятия -различать слова, имеющие 1 1 Гласные звуки (на примере акустически сходные фонемы; изученных букв) -различать близкие по 1 1 Согласные звуки (на примере звучанию, но разные по изученных букв) начению слова; 1 1 Звук. Буква. Гласные — согласные звуки. Гласные звуки и буквы. 1 Согласные звуки и буквы. 1 Фонематический анализ слов 1 1 Дифференциация гласных и 1 1 1 согласных звуков. Звуковой анализ и синтез слов. 1 1 1 2. Слог, слово, словосочетание. Слог. 1 1 1 1 1 - различать на слух длинные и Слоговой анализ и синтез слов. 2 2 1 1 1 короткие слова; 1 1 - определять и использовать в Звуко-слоговой анализ и синтез 3 3 2 слов речи слова различной Звук-слог-слово. 1 1 1 1 1 вукослоговой структуры. Звук-слог-слово-предложение. 1 1 1 1 Слово. Словосочетание. 1 1 3.1 Предложение. Составление предложений. 3.2 Предложение. Текст. 4.1 Составление рассказа по предметной картинке 4.2 Составление рассказа по сюжетной картинке. 4.3 Составление рассказа по серии сюжетных картинок. 2. Предложение, текст. 3. 1 1 2 1 1 - составлять простые и сложные предложения, тексты 1 1 по вопросам, по картинке и по демонстрации действий. 4. Рассказ, текст. 3 3 3 3 1 1 3 3 1 1 -составлять рассказ-описание о предметах и объектах по 1 образцу, плану; -составлять текст по серии 1 сюжетных картинок и сюжетной картине. 14 5.1 Чтение текста 6.1 6.2 6.3 6.4 7.1 8.1 8.2 8.3 5.Чтение текста 6 6 2 1 - читать текст плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимать на слух удожественное произведение. 6. Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство по признаку ударности-безударности. 1 1 1 -определять в слове ударный Ударение. Смыслоразличитель ная роль ударения слог; Дифференциация звуков, 2 1 1 -различать слова, имеющие имеющих акустико-артику акустически сходные фонемы ляционное сходство по признаку по признаку ударностиударности-безударности. 1 1 безударности; Корни с чередующимися -воспроизводить цепочки гласными слогов со сменой ударения и Гласные, непроверяемые 1 1 1 интонации ударением. 7. Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство по признаку глухости-звонкости. Дифференциация звуков, 2 1 1 -различать слова, имеющие имеющих акустикоакустически сходные фонемы артикуляционное сходство по по признаку глухостипризнаку глухости-звонкости. звонкости; -воспроизводить цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных; 8. Дифференциация звуков, имеющих акустико–артикуляционное сходство по признаку твёрдости-мягкости. Дифференциация звуков, имею 1 1 1 -различать слова, имеющие щих акустико–артикуляционное акустически сходные фонемы сходство по признаку по признаку твёрдоститвёрдости-мягкости. мягкости; Буква «Ь». 1 1 -воспроизводить слова, 1 1 1 Смягчение согласных при имеющие акустически сходные помощи буквы « Ь». Буква «Ь» разделительный. 1 1 фонемы по признаку твёрдостиБуква «Ъ» разделительный. 1 1 1 мягкости; 1 8.4 8.5 8.6 Дифференциация букв «Ь» и 1 1 «Ъ». 8.7 Все случаи смягчения 1 1 согласных. 9. Дифференциация букв, имеющих оптическое сходство. 9.1 Дифференциация букв, 5 1 1 - различать буквы, имеющие имеющих оптическое сходство оптическое и кинетическое сходство. 15 10. Состав слова. 1 1 - активизировать словарный Словообразование. 1 1 апас; применять навыки Дифференциация приставки и 1 1 словообразования в письменной предлога. и устной речи; - различать и понимать начения предлогов и приставок, употреблять правильно в устной и письменной речи. 11. Согласование слов в предложении Согласование слов в предложении 1 1 - согласовывать прилагательные и числительные с в роде, Управление 1 1 существительными исле, падеже. 12. Работа с деформированным текстом Работа с деформированным 1 2 создавать тексты и екстом корректировать заданные с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; Итого: 33 33 34 34 34 10.1 Состав слова. 10.2 10.3 11.1 11.2 12.1 Контроль и оценка планируемых результатов Контроль реализации программы осуществляется на каждом занятии и на основании итоговой диагностики результатам освоения курса. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно; косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности). Также показателем эффективности занятий по курсу «Знайка» являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей 16 Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности Методическая литература 1. Ефименкова Л.П., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте. Пособие для логопеда. М.: Просвещение, 2001 2. Ефименкова Л.П. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2002 3. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М.: ВЛАДОС, 2003 4. Ишимова О.А., Бондарчук О.А Логопедическая работа в школе. М.: Просвещение, 2012 5. Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей. М.: Издательство ГНОМ, 2012 6. Осипова Т.А., Ларионова И.А., Конспекты, программы и планирование фронтальных коррекционно-логопедических занятий в начальных классах с детьми ОНР. М.: Владос, 2014 7. Нищева Н.В. Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. СПб: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2015. 8. Ястребова А.В. «Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ» М.: Аркти, 2000. Цифровые образовательные ресурсы 1. Речевой материал по коррекции [электронный ресурс] - Режим доступа: http://logopedmaster.ru/lib/24/ (дата обращения: 21.05.2019) 2. Картинный материал для коррекции звукопроизношения [электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.logolife.ru/logopedy/kartinnyj-material-logopedy (дата обращения: 23.05.2019) 3. Материал развития речи [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.lbooks.ru/dosug/deti (дата обращения: 22.05.2019) 4. Детские песенки для физкультурных минуток [электронный ресурс] - Режим доступа: http://flashsait.com/audio/pesni.php (дата обращения: 20.05.2019) 5. Наглядный материал [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.torrentino.com/ (дата обращения: 24.05.2019) 6. Электронные книги. Учусь ориентироваться в пространстве [электронный ресурс] - Режим доступа: http://elektronbook.ru/ Приложение к журналу «Воспитание школьников» К.Ю. Белая (дата обращения: 21.05.2019) 7. Электронные дидактические карточки – иллюстрации для логопедов [электронный ресурс] - Режим доступа: http://elektronbook.ru/ П. Козловский (дата обращения: 20.05.2019) 8. Электронный тематический словарь в картинках [электронный ресурс] Режим доступа: http://elektronbook.ru/ Приложение к журналу «Школьная пресса» издательство «Школьная пресса» (дата обращения: 20.05.2019) Технические средства обучения 17 1. Компьютер со звуковой картой и музыкально-программным обеспечением: обучающая программа тренажёр по русскому языку «Фраза»; обучающая программа тренажёр по чтению «Баба Яга учиться читать»; обучающая программа тренажёр «Азбука ПРО»; обучающая программа тренажёр «Учимся говорить правильно»; обучающие компьютерные программы на основе технологии БОС для системы дошкольного и школьного образования «Речевой комплекс БОС»; 2. Мультимедийный проектор. 3. Экспозиционный экран 4 Многофункциональное устройство принтер-сканер-копир (чёрно-белый). Учебно-практическое оборудование 1. Касса букв и слогов. 2. Разрезные азбуки, таблицы слогов. 3. Тетради, ручки, карандаши. 4. Трафареты. 5. Материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал, наждачная бумага, палочки, шнурки, пластилин и т.п.). 6. Сигнальные карточки. 7. Разноцветные фишки, полоски для составления схем. 8. Разнообразный демонстрационный материал. 9. Серии сюжетных картин. 10. Логопедическое зеркало. 11. Доска с набором магнитов.