Пояснительная записка Рабочая программа «Поверь в себя» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, целей и задач Образовательной программы начального образования, адаптированной для обучающихся с ОВЗ. Одной из актуальных проблем современной системы образования является проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоления неуспешности усвоения программы обучения и, как следствие, школьной дезадаптации воспитанников. Однако практика показывает, что, несмотря на большое внимание, уделяемое совершенствованию содержания образования и методик обучения, оснащению образовательных учреждений, учить всех и учить хорошо при существующей традиционной организации учебного процесса невозможно. Постоянно увеличивается количество детей, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу. По данным Министерства образования РФ, 78% учащихся нуждаются в специальных формах и методах обучения. Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с выраженными нарушениями умственного развития, которые еще сравнительно недавно (до начала 1990-х) не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду. Специалисты, занимающиеся изучением этой категории лиц, определяют умственную отсталость не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками в клинической картине (вследствие органического поражения ЦНС), а также комплексными нарушениями физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств. Возможности ребенка с умеренной умственной отсталостью крайне ограничены. Тем не менее, при систематическом, целенаправленном, комплексном взаимодействии педагогов, психологов, врачей, родителей и наличии научно обоснованных программ воспитания и обучения положительная динамика реальна. Данная психолого-педагогическая программа направлена на детей, имеющих трудности в усвоении программы в связи с ОВЗ. Она является частью системы по оказанию комплексной коррекционной помощи обучающимся в освоении адаптированной основной образовательной программы на начально ступени обучения (1-4 классы). В программе описываются направления, формы и методы работы, направленные на коррекцию недостатков в развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Цель программы: оказание содействия по созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся с ОВЗ и направленной на преодоление или ослабление проблем в их психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения. Задачи программы: - своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательновоспитательном процессе; ― выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии; - повышение возможностей обучающихся с ОВЗ в освоении АООП НОО и интегрировании в образовательный процесс; - создание и реализация условий, нормализующих анализаторную, аналитикосинтетическую и регуляторную деятельность на основе психологических средств воздействия в процессе коррекционной работы; - развитие коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и обучающимися, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях; - оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по вопросам, связанным с их развитием, обучением и воспитанием. Общая характеристика программы Данная программа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на исправление и/или ослабление недостатков в психическом развитии обучающихся с ОВЗ. Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения данной категории школьников являются: - диагностика и развитие познавательной сферы (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности); - диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы (гармонизация пихоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля); - диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию). Принципы реализации программы: Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение педагогов к помощи в развитии ребенку с учетом его индивидуальных образовательных потребностей. Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов психологической и педагогической коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников. Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной психологической работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности. Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития. Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость всестороннего изучения обучающихся и предоставления квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы. Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество. Программа психологического сопровождения на ступени начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание: Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием адаптированной основной образовательной программы начального общего образования. Она позволяет максимально индивидуализировать программы обучения детей. Проведение диагностической работы предполагает осуществление: 1) психолого-педагогического обследования с целью выявления особых образовательных потребностей школьников: ― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей; ― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся; ― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося; 2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении образовательной программы; 3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий. Существует большое количество методик и диагностического инструментария для выявления индивидуальных особенностей школьников. № Диагностируемые Рекомендуемые методики п/п параметры диагностические методы Социальная ситуация развития Социометрия (проблемы, связанные с адаптацией Проективная беседа «Мой круг общения» ребенка к классному коллективу, Методика исследования межличностных взаимоотношениями с учителем, в отношений Р. Жиля. семье) CMAS (модиф. А.М.Прихожан) Методика Э.М. Александровской «Изучение социально-психологической адаптации» Методика «Рисунок семьи» «Кинестетический рисунок семьи» Методика Д. Ореховой «Домики». наблюдения уровня Ведущая деятельность Схемы (сформированность компонентов сформированности учебной деятельности структуры учебной деятельности, Проективная проба «Рисунок школы» предпосылки формирования учебной Методика «Лесенка побуждений» деятельности, произвольность Методика «Составь расписание» поведения и познавательных процессов) Методика «Конверты» Методика Н.Г. Лускановой по мотивации познавательной Прогрессивные матрицы Дж.Равена Методика Выготского-Сахарова Предметная классификация Исключение предметов (4ый лишний) Кубики Коса Исследование словесно-логического мышления (Э.Ф. Замбацявичене) Исследование прогностической деятельности (Л.И. Переслени) Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС). Изучение свойств внимания (уровень Методика “Проставь значки” распределения, устойчивости, Корректурная проба (тест Бурдона) переключения внимания) Методика В.М.Когана Таблицы Шульте Изучение свойств памяти (уровень Методика “Долговременная память” долговременной памяти, произвольной Методика “Опосредованное (осмысленной) памяти, логической запоминание” (Использована методика, памяти (воспроизведение логических разр. Лурия А.Р. Выготским Л.С., связей). Леонтьевым А.Н.) Методика “Изучение логической памяти у младших школьников” Пиктограммы Цветовой тест Люшера Эмоционально-волевая сфера ЦТО Цветовой тест отношений С.А.Т.-Н Методика «СОМОР» «Лесенка» «Несуществующее животное» «Дом. Дерево. Человек» «Эмоциональные лица» и пр. Особенности деятельности 2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования. В соответствии с особенностями развития ребенка и решением консилиума образовательного учреждения педагог-психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка или группы детей в целом. Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с обучающимися с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются: развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения. Рассмотри подробнее каждое из этих направлений. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков. Для значительной части детей с ОВЗ типичен дефицит социальных способностей, проявляющейся в трудностях взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми. В ряде случаев указанный дефицит сопряжен с проблемами эмоциональной регуляции. В связи с этим развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков предполагают: гармонизацию аффективной сферы ребенка; - профилактику и устранение (смягчение) возможных агрессивных и негативистических проявлений, других отклонений в поведении; - предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера; - развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям (том числе снятие тревожности, робости и т.п.); - создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки; - развитие социальных эмоций; - развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со сверстниками и взрослыми). Работа по расширению и упорядочению эмоционального опыта детей включает помощь в усвоении ребенком представлений о невербальных средствах выражения эмоций; в формировании понимания смысла и значения различных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях; в проверке и оценке ребенком собственного текущего поведения на основании полученных знаний и навыков. Большую роль в данной работе играют индивидуальные и групповые занятия с детьми театрализованной деятельностью с применением методик игротерапии и сказкотерапии. В процессе такой работы дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Они осознают значение эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия, и отношений со сверстниками в классе. Работа психолога с детьми с ОВЗ по формированию уверенности в себе и снижению тревожности ведется в таких направлениях, как формирование у них оптимистического склада мышления и мироощущения, положительной установки на предстоящую деятельность, умения освобождаться от страхов, переключаться с неприятных впечатлений, а также укрепление уважения к себе, веры в свои способности и возможности. Ребенок с ОВЗ имеет ряд специфических черт, которые затрудняют процесс его общения со сверстниками и взрослыми, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии его эмоционально-личностной сферы. В связи с этим в работе психолога выделяются следующие наиболее важные задачи: - воспитание у детей интереса к окружающим людям; - выработка контактности и умения извлекать опыт из неудачного общения; - обучение произвольной регуляции своего эмоционального состояния и избеганию конфликтов. Важно «показать ребенку с нарушениями в развитии, что наряду с внешним миром, который он может увидеть, почувствовать, потрогать, есть и другой, скрытый, трудно доступный, внутренний мир человека - мир желаний, настроений, переживаний, чувств. У каждого человека свой внутренний мир, и чем лучше человек понимает себя и других, тем больше надежд на то, что он будет жить в мире с самим собой и будет понят и принят другими людьми». Описание места программы в учебном плане В соответствии с учебным планом начального общего образования МБОУ ОШ № 5 программа «Поверь в себя» рассчитана на проведение занятий с детьми 1-4 классов. Объем программы составляет 33 часа в 1 классе, 34 часа во 2-4 классах (по 1 часу в неделю). Программа может быть использована как целиком, так и в качестве отдельно взятых блоков для отработки тех навыков, которые наиболее показаны обучающемуся. Описание ценностных ориентиров содержания программы Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей обучающихся 1-4 классов. Она направлена на формирование социально-значимых качеств личности ребёнка, необходимых ему для успешной социализации и подготовки к самостоятельной жизни в социуме. Наиболее результативный путь формирования социально-активной личности - последовательное выполнение упражнений программы. В результате у участников накапливается опыт, который переносится из игровой плоскости в реальные жизненные ситуации. При проведении занятий по данной программе используются следующие виды деятельности: игровая, познавательная, художественное творчество, слушание, письмо, запоминание, выполнение инструкций, фантазирование. Методы и технологии: Для решения задач, поставленных программой, используются основные методы обучения: 1. Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса обучающихся в области психологии, помогают им овладеть некоторыми понятиями. 2. Дискуссионные методы. Групповая дискуссия позволяет реализовать принцип субъектсубъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на какуюлибо проблему. 3. Метод направленной визуализации. Данный метод работы позволяет усилить резервы ребенка к достижению поставленных целей, способствует снятию эмоционального напряжения. 4. Метод признания достоинств. Данный метод позволяет стабилизировать самооценку ребёнка, почувствовать уверенность в себе и осознать потребность в достижениях и стремление к успеху. 5. Мозговой штурм. 6. Беседы. 7. Психогимнастика. 8. Элементы музыкотерапии, сказкотерапии, игротерапии, релаксационные техники, развивающие и коррекционные игры и упражнения, психогимнастика, пальчиковая гимнастика. Технологии: • развивающее обучение; • деятельностный подход; • здоровьесберегающие технологии; • коммуникативные. Общая структура занятия: Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий. В структуру психологического занятия входят следующие этапы: 1.Ритуал приветствия. Цель его проведения является настрой на работу, сплочение группы, сплочение группового доверия и принятия, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. 2. Мозговая гимнастика. (Для активизации мыслительных процессов, активной учебнопознавательной деятельности). Игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения, настрой на участие. 3.Основная часть.Представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса. Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным на развитие познавательных процессов. В основную часть занятий также включены упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, повышению работоспособности; занятия в соответствии с темой. Обсуждение темы. Упражнения для развития познавательной, психоэмоциональной, коммуникативной сфер, социальной адаптации. 4. Заключительная частьоснована на рефлексии: занятие предполагает оценку в двух аспектах: эмоциональном (Понравилось – не понравилось? Было хорошо – было плохо и почему? Что получилось - не получилось?) и смысловом(Почему это важно? Зачем мы это делали?). 8. Ритуал прощания (желание добра, удачи, до новых встреч и т.д.). Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса «Поверь в себя» Эффективность и результативность программы рассматривается через сформированность таких ключевых компетентностей обучающихся, как образовательная, социально-личностная, коммуникативная, информационная и компетентность здоровьясбережения. Ключевые компетенции формируются во всех видах педагогической деятельности и являются составляющей частью всех блоков программы. Критериями и показателями эффективности реализации программы являются: Критерии Успешность обучения детей с ОВЗ Показатели Образовательная компетентность знания, умения и навыки в соответствии с требованиями - программы дополнительного образования; - общеучебные умения и навыки в соответствии с возрастом; познавательная самостоятельность и активность. - Социально-личностная компетентность - умение ориентироваться в окружающем мире, осознание своей роли. - умение выбирать установки для своих действий и поступков, принимать решения; - включаться в различное ролевое поведение; - умение регулировать свое поведение, физическое и эмоциональное состояние. умение ориентироваться на рынке труда Коммуникативная компетентность - стремление и готовность к общению с использование разных форм речи; - умение устанавливать взаимодействие с другими детьми и педагогом Информационная компетентность - - умение владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, каталогами, интернетом и т.д.; - искать, извлекать, анализировать необходимую для решения проблем информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Компетентность здоровьесбережения - устойчивые показатели физического, психического здоровья воспитанников; соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни. - Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами развития детей с ОВЗ. В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные). Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося): • Положительное отношение к школе. • Принятие социальной роли ученика. • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. • Способность к оценке своей учебной деятельности. • Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. • Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием. • Этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. Регулятивные УУД: Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, воспитателей, других сотрудников Учреждения, родителей, других обучающихся. Контролировать своё поведение в зависимости от ситуации. Познавательные УУД: • Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной практике. • Исследование несложных реальных связей и зависимостей; • Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; • Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; Коммуникативные УУД: • Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; • Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. • Конструктивно разрешать конфликтные ситуации. Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ Результаты освоения программы «Поверь в себя» отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практикоориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ОВЗ в различных средах: развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся: - в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому; - в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи; - в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю; - в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся: - в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей; - в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие; - в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности; - в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми; - в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий; - в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность; - в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе. овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся: - в расширении знаний правил коммуникации; - в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели; - в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную); - в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; - в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.; - в умении получать и уточнять информацию от собеседника; - в освоении культурных форм выражения своих чувств. способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственновременной организации, проявляющаяся: - в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности; - в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды; - в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других. - в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка; - в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира; - в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе; - в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку. - в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы; - в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности; - в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий; - в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; - в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей; - в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся: - в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми; - в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие. - в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения; - в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт; - в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи; - в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями. Система оценки достижений обучающимися с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) Оценка результатов освоения программы «Поверь в себя» психолого-педагогического сопровождения обучающимися с ОВЗ осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО. При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения обучающимися с ОВЗ целесообразно опираться на следующие принципы: 1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; 2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся с ОВЗ; 3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания адаптированной образовательной программы, что сможет обеспечить объективность оценки. Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования обучающихся с ОВЗ, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов освоения программы коррекционной работы. Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы «Поверь всебя», выступает наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития. Оценка результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы «Поверь в себя» осуществляется с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы , но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию. В целях оценки результатов освоения обучающимися с ОВЗ используются три формы мониторинга: стартовая, текущая и финишная диагностика. Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся, выявить исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебно- познавательную деятельность и повседневную жизнь. Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения обучающегося. Применяют экспресс-диагностику интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) обучающихся с ОВЗ в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы. Данные эксперсс-диагностики выступают в качестве ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной программы или внесения в нее определенных корректив. Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе (окончание учебного года, окончание обучения на ступени школьного образования), выступает оценка достижений обучающегося с ОВЗ в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы. Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей. Результаты освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку и оформляются в виде папки документов, хранящейся у школьного педагога-психолога. Календарно-тематическое планирование 1 класс Содержание программы варьируется и дифференцируется с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ. № п/п 1-3 Тема Кол-во часов 3 Диагностическое изучение ребенка 4-5 Развитие общей мелкой моторики. и 2 6-7 Развитие произвольного внимания и поведения. 8-9 Развитие мнемических 2 способностей. 10-11 Развитие умственных 2 способностей. 12 Коррекция двигательной активности. 2 1 Содержание Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. Игры на развитие оптико-пространственной ориентировки в пространстве через движения; умение отдавать команды. Совершенствование психомоторики. Развитие способности ориентироваться в пространстве. Игры на развитие качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения): «Определи игрушку», «Что изменилось», «Найди пару», «Запретное движение» и т.д. Игры и упражнение на развитие различных видов памяти: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова», «Геометрические фигуры» и т.п. Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Закономерности» и пр. Развитие произвольности при выполнении движений и действий. Игры на развитие умения выполнять совместные действия, развитие коммуникативных навыков 13-14 15-16 Коррекция и развитие 2 эмоционально-волевой сферы. Развитие предметно- 2 практической деятельности. 17-18 Развитие творческих 2 способностей. Развитие воображения. 19-20 Развитие внимания и 2 мышления. Развитие памяти и 2 мышления. 21-22 23-24 Развитие мышления и 2 речи. 25-26 Коррекция и развитие 2 пространственных ориентаций. 27-28 Произвольная регуляция поведения. 29-30 Развитие 2 эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. 31-33 Итоговое диагностическое изучение ребенка. 2 3 общения: «Рисуем вместе», «Фотограф», «Волшебный мешочек» и т.д. Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера. Срисовывание графических образцов; обведение по контуру геометрических фигур разной сложности; вырезание по контуру фигур из бумаги; раскрашивание и штриховка, прохождение лабиринтов; выполнение фигурок из пальцев рук; психогимнастика. Развитие умения видеть в нарисованных фигурах реальные предметы. «Рисование с помощью шаблонов»; аппликация из цветной бумаги в виде сюжета из геометрических фигур – развитие мелкой моторики. Буквенная корректурная таблица. Игра с буквами и словами. Игры на развитие быстроты и точности при действии наглядных звуковых или вербальных сигналов. Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, нагляднообразного мышления. Игры на развитие быстроты и точности при действии наглядных звуковых или вербальных сигналов. Ориентировка на плоскости, уровень зрительного восприятия: «Найди сочетание букв» (цифр); «Покажи какие цифры и буквы нарисованы неправильно»; «Найди «спрятанные» треугольники и обведи их». Копирование сочетания различных фигур; копирование пересекающихся линий. Сказкотерапия, драматизация, моделирование проблемных ситуаций. Обучение нормам социально-правильного поведения, формирование представления о добре и зле, дружбе и взаимопомощи, социальных отношениях. Игры на развитие имитационноподражательных выразительных движений и действий, отражающих разные эмоциональные состояния и характерные черты личности, выраженных в статике и движениях: мимике, жестах, позе, серии движений и действий. Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. Сравнение результатов с учебного года. полученными в начале Календарно-тематическое планирование 2-4 класс Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ. № Тема Кол-во Содержание п/п часов 1-3 Диагностическое 3 Диагностика познавательной сферы ребенка, изучение ребенка определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. 4-5 Развитие предметно- 2 Срисовывание графических образцов; практической обведение по контуру геометрических фигур деятельности. разной сложности; вырезание по контуру фигур из бумаги; раскрашивание и штриховка, прохождение лабиринтов; выполнение фигурок из пальцев рук; психогимнастика. 6-7 Развитие качеств 2 Игра «Найди пару», «Найди, где спрятано», внимания: «Графический диктант», «Корректурная сосредоточенности, проба», «Кто летает?» - выделение главных концентрации, существенных признаков предметов; «Какое переключения. время года?» и т.п. 8-9 Развитие памяти с 2 Игры на развитие памяти по сюжету сказки. использованием Сказка В.Катаева «Цветик- семицветик». различных анализаторов. 10-11 Развитие произвольной 2 Сюжетное занятие. Пиктограммы. Учим опосредованной детей самостоятельно составлять памяти. описательный рассказ животного, пользуясь опорной схемой. 12-13 Развитие памяти, 2 Решение логических задач. Память на числа. мышления. Память на образы. Группировка. Пространственная ориентация – игра «Электронная муха»; «Я знаю пять названий». 14-15 Развитие памяти, 2 Игры и упражнения по развитию применение качеств произвольной памяти по сюжету сказки. внимания «Путаница», «Запрещенные движения», «Дорожки». 16-17 Развитие элементов 2 Игра «Что сначала, что потом»; логические логического мышления. задачи «Сходство. Отличие. Пересечение». «Одна клетка. Две клетки. Все клетки». «Петух. Волк. Лиса». Упр. «Лабиринт» 18-20 Развитие 3 Игры на понимание разных эмоциональных эмоционально- волевой состояний, отдельных черт характера. 21-22 23-24 25-26 сферы и компонентов личности. Развитие творческих 2 способностей. Развитие воображения. Развитие 2 произвольного внимания и поведения Развитие мнемических 2 способностей. 27-28 Развитие умственных 2 способностей. 29-31 Коррекция и развитие 3 эмоционально-волевой сферы. 32-34 Итоговое диагностическое изучение ребенка. 3 Сказкотерапия, драматизация, моделирование проблемных ситуаций. Развитие умения видеть в нарисованных фигурах реальные предметы. «Рисование с помощью шаблонов», «Кляксы», «Необычные рисунки», и пр. Игры «Найди пару», «Запретный номер», «Разведчики», «Путаница», «Корректурная проба» и т.п. Обучение способам эффективного запоминания: «Запомни и найди», «Бессмысленные слова», «Имена» и т.д. Игры и упражнения на развитие всех видов памяти, наглядно-образного мышления: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Закономерности» и пр. Игры на понимание разных эмоциональных состояний, отдельных черт характера; игры с условиями: «да» и «нет» не говорите; игры по карточкам. Игры на развитие умения соблюдать совместные действия, развитие коммуникативных навыков общения. Диагностика познавательной сферы ребенка, определение продуктивности и произвольности внимания, памяти, изучение эмоционально-волевой сферы. Сравнение результатов с полученными в начале учебного года. Список литературы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение,1987. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. - Минск, АСАР, 2003 Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития /И.М. Бгажнокова, М.Б. Ульянцева, С.В. Комарова и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. - К: Вища школа, 1985. Забрамная С.Д. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью /С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева. М.: В. Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство /Д.Н. Исаев. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2007. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. - М.: Издательский центр "Академия",2002. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. - М.: Коррекционная педагогика, 2005. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. Олигофренопедагогика. / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: ДРОФА, 2009. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М.: "Флинта": Московский психолого-социальный институт, 1998. Петрова В.Г. Умственно отсталые дети. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. Психолого-педагогическая диагностикa /И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.;/Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Издательский центр"Академия", 2003. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение,1996. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001.. Ткачёва В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. – АСТ., М., 2007 Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с нем. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. Список литература: 1. Михайловская Е.Л. Коррекционная работа психолога в начальной школе. 2. Практикум по возрастной и педагогической психологии/Авт.-сост. Е.Е. Данилова; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: изд.центр «Академия», 2000 г. 3. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы)/ Автор-составитель Е.Д. Шваб. – Волгоград. 3. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998 4. Ж-л «Справочник педагога-психолога». 5. Ж-л «Школьный психолог».